В России с 4 июля начали выдавать паспорта болельщика. По новому закону без этого документа нельзя будет попасть на футбольные матчи российской премьер-лиги. Болельщики встречают нововведение бойкотом: в фанатской среде FAN ID считают инструментом давления. Власти утверждают, что меры введены, чтобы обеспечить безопасность на трибунах. Но даже те, кто решил оформить FAN ID, столкнулись с массовыми отказами на заявки. О том, как запускается новая система контроля за фанатами в России — в материале RTVI.

Болельщики ЦСКА в межсезонье не упускают возможность вживую увидеть команду на поле. Российская премьер-лига стартует через неделю, и на ее матчи фанатский актив армейцев уже не пойдет. FAN ID, закон о котором вступил в силу в июне, объявлен тотальный бойкот. Журналист RTVI поговорил с одним из болельщиков, Дмитрием Юрцвайгом. На его счету — сотни выездов на матчи ЦСКА в Европу, в том числе на финал Кубка УЕФА в Лиссабоне в 2005 году и разгром «Реала» в Мадриде в 2018-м. Теперь Европа закрыта для российского футбола, а российский футбол закрылся для собственных болельщиков, считает он.

«Будут ходить в бары, смотреть дома по телевизору», — говорит Дмитрий.

«Я думаю, что у меня не было бы проблем с получением FAN ID по причине того, что у меня нет правонарушений, никаких «черных списков» и так далее. Но я в данном случае солидаризируюсь с болельщиками. Есть вероятность того, что кого-то не пустят на футбол или будут какие-то ошибки, которые, естественно, система не сможет исправить или будет исправлять очень долго. Это абсолютная правда, и это было на чемпионате мира, когда люди, которые не имели никаких прегрешений, не попадали и теряли билеты».

Руководитель фанатской горячей линии Олег Семенов согласен: с неоправданными отказами болельщики сталкивались еще на Кубке Конфедераций в 2017 году. Для этого якобы не нужно было даже находиться в «черных списках» и ранее нарушать закон. На Чемпионате мира в России к «неблагонадежным» фанатам подошли внимательнее.

«У одного болельщика был билет на первый ряд. На матче ЧМ он сидит, фотографирует поле — и в шутку: “Ой, хорошее место для забега”. Буквально через несколько дней ему приходит смс: “Ваш FAN ID аннулирован”. Либо, если ты донатил на какие-то протестные митинги или сочувствовал людям с активной жизненной политической позицией, соответственно, тоже эти болельщики на Евро-2022 не получали FAN ID».

Теперь же рискуют не получить документ и журналисты, и стюарды, и сами футболисты: FAN ID должен быть у всех, кто находится на стадионе. Возможно, чтобы фанаты не могли пройти на матч, например, под видом журналиста.

«Грубо говоря, “Зенит” играет весь матч без зрителей — ну, наказан стадион, наказаны болельщики. А в пресс-ложе, где никогда такого количества людей не увидишь, — 250 человек. И туда аккредитовались журналы “Спортивное рыболовство”, “Популярное авто-мото”», — говорит Николай Яременко, главный редактор «Советского спорта».

«Можно предположить, что это традиционная история, когда сначала закон принимается с чересчур завернутыми гайками, чтобы потом по чуть-чуть ослаблять. Потому что ясно, что безумие, когда тренер должен получать FAN ID, — как Вадим Евсеев в ярославском «Шиннике», который сейчас сетует, что не может получить эту бумагу, чтобы попасть на работу к себе».

Сложности при оформлении

В первый же день оформления FAN ID в России стали возникать проблемы: массовые отказы в заявлениях на Госуслугах. Их получали даже те, у кого нет ни одного административного правонарушения.

В Минцифры массовые отказы объяснили плохими фотографиями, но и болельщики, и журналисты, и сотрудники клубов утверждали, что в понедельник отклонялись все заявления.

«Фотографию загрузил, ну и в течение двух часов получил кучу сообщений с отказами от Госуслуг о том, что заявка моя не одобрена, что-то нужно поменять. Я так понимаю, в тот день у Госуслуг был сбой у всех, кто подавал заявки. Но в 9 вечера мне пришло сообщение, что заявка одобрена», — сказал болельщик ЦСКА Александр Жуков.

Позднее Минцифры отчиталось: 5 июля сервис проверки фотографий доработали. С уведомлениями тоже разобрались, теперь после проверки фото приходит отдельное сообщение. Однако на этом препятствия не заканчиваются.

«И я в том числе столкнулся с рядом проблем при оформлении, и те договоренности, которые были на данном этапе, не соблюдены. В чем они заключаются? В первую очередь, в том, что все-таки приход в МФЦ будет обязателен, потому что нужно будет доказать то, что вы — это вы. На данном этапе фотографии, которые загружены в личный кабинет, они не проходили верификацию», — сказал депутат Госдумы от думского комитета по физкультуре и спорту Роман Терюшков.

Таким образом, чтобы теперь сходить на футбол, нужно сначала сходить в МФЦ. Причем не в любой: в Москве таких пока только шесть, и просто так на Госуслугах их адреса не указаны.

«И что самое нас пугающее, что эти МФЦ доступны только в тех субъектах, где играют клубы и есть стадионы. То есть, если болельщик московской команды у нас проживает в Ярославской, Тверской или Тульской области, то ему придется приезжать в Москву и проходить процедуру идентификации. Это не совсем удобно,» — пожаловался Терюшков.

Депутат обратился за разъяснениями в Минцифры. Однако фанаты считают, что с разъяснениями уже можно не торопиться. Протест против FAN ID впервые за долгое время объединил любителей разных клубов, хотя в июле паспорта болельщиков понадобятся пока в пяти городах: это Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара и Сочи. В первый раз систему применят на матчах третьего тура, а до него игр в этих городах по календарю нет.

«Мы начинаем бойкотировать с первого же матча, то есть уже в Оренбург фан-актив не поедет», — говорит Дмитрий Мартынов, лидер фанатской трибуны «Крыльев Советов».

Мартынов полтора года не был на фанатской трибуне «Крыльев Советов» — ему запретили посещать стадионы из-за спущенной в сорокаградусную жару маски. Теперь срок запрета закончился, и начался бойкот.

«На Чемпионат мира мне не дали FAN ID, на Кубок Конфедераций не дали. Это еще до моего реального судебного решения было. Поэтому, не знаю. Если списки те же, то не дадут. Если какая-то амнистия, то, наверное, дадут. Но я, разумеется, даже пытаться не буду. Это просто глупость. Для меня это очень больно, потому что я люблю футбол, я люблю команду “Крылья Советов”».