Бывший глава министерства транспорта России и вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов подтвердил, что именно он будет руководить «АвтоВАЗом», перешедшим в собственность Российской Федерации после ухода из страны концерна Renault. Об назначении чиновника на пост главы автопроизводителя ранее рассказал RTVI источник, близкий к правительству.

Соколов подтвердил свое назначение на пост президента «АвтоВАЗа» в беседе с ТАСС 21 мая. В должность он вступит 23 числа. Представление нового руководителя коллективу также должно состояться на следующей неделе, сообщил агентству источник. Прямые цитаты Соколова в публикации агентства не приводятся.

В качестве кандидата на пост топ-менеджера, пишет ТАСС, также рассматривался бывший заместитель министра торговли и промышленности Александр Морозов, который семь лет курировал автопром в Минпромторге.

Новый глава «АвтоВАЗа», назначение которого верно предсказали информированные источники, занимал пост министра транспорта с 2012 по 2018 год, после чего был гендиректором строительной компании «Группа ЛСР». В декабре 2019 он перешел на работу в правительство Санкт-Петербурга, где координировал взаимодействие комитетов по транспорту, промышленной политике и торговле, инвестициям и туризму.

Уход Renault из России

Концерн Renault продал свою долю в «АвтоВАЗе» российскому правительству 16 мая. Принадлежавшие французскому концерну 67,69% акций получило подведомственное Минпромторгу ФГУП «НАМИ», остальная часть уже была в собственности у «Ростеха».

В Минпромторге сообщили, что после ухода французов из России завод сможет выпускать кроссовер Renault Duster под брендом Lada. В министерстве добавили, что эта модель будет освоена на производстве в Тольятти. Президент французской автомобильной группы Жан-Доминик Сенар заявил в эфире японского телеканала NHK, что решение о продаже далось компании нелегко.

«Это было очень тяжелым решением, но мы не знаем, когда будут сняты экономические санкции. Это — лучшее решение для защиты 45 тыс. наших работников на период, когда заводы остановлены», — пояснил Сенар.

17 мая глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что ключевыми условиями сделки с Renault по «АвтоВАЗу» стали обязательство помочь в поставках на завод своих комплектующих и возможность производить автомобили на действующей платформе.

«Основным условием является то, что компания Renault будет максимально прикладывать усилия для того, чтобы способствовать поставке комплектующих из других дружественных стран и готовых к производству и поставке данной продукции, сохранять для российского предприятия возможность использовать платформу, которая разрабатывалась компанией Renault совместно с инженерами «АвтоВАЗа»», — сказал министр.

«Это было компромиссное решение с коллегами из компании Renault. С учетом того, что они не могут на сегодняшний день полностью обеспечивать поставку компонентов, комплектующих для обеспечения загрузки и автовазовских площадок и «Автофрамоса»», — добавил Мантуров.

Возрождение «Москвича»

Также в рамках сворачивания деятельности в России французский концерн передал правительству Москвы свой автомобильный завод на Волгоградском проспекте в столице, упомянутый выше «Автофрамос», бывший АЗЛК. Комментируя сделку, московский мэр Сергей Собянин заявил, что на заводе возродят производство автомобилей под историческим брендом «Москвич», а основным партнером станет «КамАЗ».

Минпромторг подтвердил эти планы и анонсировал запуск производства «Москвичей» уже в 2022 году. На первом этапе речь идет только о технике с двигателями внутреннего сгорания, проект на перспективу — электромобили. Директором предприятия назначен бывший заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин, который до этого больше 20 лет работал на разных автомобилестроительных предприятиях.

В рамках сделки по продаже «АвтоВАЗа» концерн Renault получил опцион на обратный выкуп акций компании в течение шести лет, сделка по столичному заводу (который уже называют «Москвичом») такого условия не предполагает. При этом Мантуров подчеркнул, что речь отнюдь не идет о национализации, хотя предприятие в Москве было продано «за рубль».

«Национализация — это когда государство принимает в одностороннем порядке решение забрать актив в государственную собственность… Это решение было согласовано самой же компанией Renault», — пояснил министр.

Мантуров также добавил, что Минпромторг обсуждает с китайскими автопроизводителями возможный выкуп активов уходящих из России инвесторов.