Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 1 июня на заседании фракции правящей «Партии справедливости и развития» объявил о проведении ранее анонсированной операции в Сирии, целью которой является создание «зоны безопасности» протяженностью 30 км. Кроме того, он заявил о разрыве соглашения с Грецией по Стратегическому совету высокого уровня, а также раскритиковал Финляндию и Швецию за отказ высказаться о своей позиции по Рабочей партии Курдистана (РПК, Анкара считает ее представителей террористами).

«Начинается новая фаза формирования (в Сирии) «зоны безопасности» на 30 км вглубь от границы Турции. Мы очищаем от террористов Талль-Рыфат и Мюнбич», — цитирует агентство Anadolu Эрдогана.

Он добавил, что спецоперация против курдов пройдет и в других приграничных районах с Турцией. По его словам, это время, когда станет ясно, кто поддержит «законные шаги» Анкары, а кто выступит против.

Кроме того, Турция, как уточняет агентство, также проводит антитеррористическую операцию Eren Abluka в провинции Ширнак на юго-востоке страны. В МВД республики сообщили, что цель операции ликвидация угрозы терроризма в этой части Турции. Для этого были задействованы 585 бойцов сил спецназа жандармерии и полиции.

Также Эрдоган высказался о Швеции и Финляндии, которые решили вступить в НАТО. Он напомнил, что Анкара не собирается одобрять их кандидатуры, пока обе страны не продемонстрируют реальных шагов по «борьбе с терроризмом» (речь о курдах, позиции которых сильны в Швеции).

«Как мы можем одобрить заявку государств, поддерживающих терроризм? Мы открыто заявили, что против вхождения двух стран в НАТО из-за поддержки террористов РКК и структур, связанных с этой кровавой организацией. Миссия Североатлантического альянса обеспечение безопасности стран-участниц. В НАТО нет места поддержке терроризма», сказал Эрдоган.

Он также подчеркнул, что Стокгольм и Хельсинки до сих пор не передали Анкаре документов, где были бы представлены конкретные шаги по отказу от поддержки терроризма. Президент Турции напомнил, что обе страны ранее отказались продавать республике оружие, при этом «бесплатно вооружая террористов» в Сирии.

«Подобная практика не пристала правовому государству. Это методы государств-террористов. Попытки узаконивания террористов путем смены названий с PKK на PYD или YPG ни к чему не приведут. Те, кто выступает с подобными инициативами, обманывают себя, а не Анкару», сказал Эрдоган.

Похожей практикой, по его словам, занимаются и члены НАТО — Франция и Германия. После этого он перешел к проблемам в отношениях с соседней Грецией. Глава государства заявил, что Анкара денонсировала соглашение с Афинами по Стратегическому совету высокого уровня (турецкая сторона требует отказаться от размещения оружия на греческих островах в Эгейском море, в Греции с этим не согласны) и призвал соседей «вынести уроки из истории, а не пытаться играть на интересах» Турции.

Зачем Стамбулу нужна спецоперация

Эрдоган ранее несколько раз высказывался об ужесточении боевых действий против курдов в Сирии и создании «безопасной зоны». 30 мая этот вопрос он обсуждал с президентом России Владимиром Путиным, который уже неоднократно поднимался с их встречи осенью 2019 года.

Турецкий лидер в своих выступлениях не раз подчеркивал, что ставит целью уничтожить «террористические формирования на севере Сирии и Ирака», говоря о курдах, а также предупреждал, что не будет спрашивать разрешения у США, которые, по его мнению, помогают курдам оружием.

В Ираке с 17 апреля уже проводится операция Турции против РПК под названием «Коготь-Замок». В Сирию республика отправит около 50 тыс. солдат. МИД Сирии 30 мая обвинил Турцию в этнических чистках на своей территории, назвав действия Анкары «военным преступлением и преступлением против человечности».

Операции в Сирии Турция проводила несколько раз, последняя была весной 2020 года. Ранее Москва и Анкара ввели практику совместного российско-турецкого патрулирования в Сирии на глубину до 10 км к западу и к востоку от района проведения операции, кроме города Эль-Камышлы. Новая операция была анонсирована, потому что Россия и США, по мнению Турции, не решили вопрос с уничтожением террористов.