Президент Шри-Ланки Готабайя Раджапакса 6 июля обратился к российскому коллеге Владимиру Путину с просьбой открыть кредитную линию для импорта топлива и возобновить рейсы «Аэрофлота» на остров. Опрошенные RTVI эксперты отметили, что в случае согласия Россия сможет серьезно усилить влияние в стране, которая столкнулась с тяжелейшим кризисом и впервые в своей истории объявила упреждающий дефолт.

Директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев

«Наверное, Россия в этой ситуации сможет помочь Шри-Ланке. Очевидно, что сейчас всем странам, которые оказываются перед тяжелыми платежными проблемами, нужно откуда-то брать ресурсы. Обычно помощь международных финансовых организаций требует времени и определенных условий, поэтому такого рода страны обычно ищут помощь не только у них, но и у двусторонних кредиторов.

В данном случае Россия, у которой слишком много иностранной валюты, возможно, согласится, потому что один из способов вывести валюту из страны — это кредитование зарубежных государств. В этом смысле это может быть интересно обеим сторонам.

Нужно понимать, что двусторонние кредиты — это лишь одна из мер, которая может помочь реструктуризации долгов Шри-Ланки. И хотя по меркам международных финансовых организаций финансовые проблемы Шри-Ланки не очень большие, без их участия решить эти проблемы не удастся.

То есть Россия сейчас нужна, чтобы дождаться помощи от международных организаций, но в конечном итоге все равно придется договариваться о реструктуризации кредита и снижении долгового бремени.

Для России [такой шаг] в условиях, когда валюта может быть арестована, имеет определенные плюсы. Хотя, конечно, мы все прекрасно знаем из истории, что далеко не все заемщики Советского Союза, и в дальнейшем России, возвращали долги из стран третьего мира. Шанс, что Шри-Ланка может затянуть с возвратом долгов, есть, но для таких вариантов существуют залоги и другие способы [подстраховки]».

Руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО Алексей Куприянов

«Надо понимать то, что у Шри-Ланки дефолт не потому, что ей так захотелось, а потому что страна попала в глубокий экономический кризис такого рода впервые как минимум за последние десять лет. Другое дело, согласится ли Россия тратить сейчас ресурсы на помощь Шри-Ланке.

Стратегически это очень выгодно, потому что Шри-Ланка это страна, которая проводит независимую политику и довольно успешно балансирует между Индией и Китаем, а также претендует на роль одного из лидеров в Индийском океане, вокруг которого собираются средние и малые страны региона.

Если мы сейчас воспользуемся этой возможностью, то есть войдем в страну, увеличим свое присутствие в бизнесе (например, в обмен на кредиты начнем создание инфраструктурных проектов), то в будущем это очень сильно сыграет [в пользу России]. Но вопрос, насколько российское руководство к этому готово, потому что деньги Шри-Ланка вернуть не сможет, у нее их просто не будет в ближайшее время.

Основная проблема Шри-Ланки сейчас — огромный кризис платежного баланса, то есть внешней валюты. У Шри-Ланки нет своей нефти, своего газа, она их импортирует. Вторая проблема — это туристический сектор, который получил очень мощный удар во время ковида. И в этом плане мы для страны очень важны, потому что, если не ошибаюсь, входим в тройку партнеров Шри-Ланки по туризму.

Проблема усугубилась, когда руководство страны внезапно решило простимулировать бизнес за счет снижения налогов, что, в принципе, хорошая идея, но не в том случае, когда у вас пустая казна. Дополнительно власти решили отказаться от химических удобрений, перейдя на органику. Это привело к падению урожая в аграрном секторе примерно на треть.

То есть в результате собрался такой идеальный шторм, который сопровождался капитальным недовольством населения из-за того, что у власти де-факто находится одна семья, которая захватила в свои руки президентский пост, кресло премьер-министра и массу должностей в правительстве. Так или иначе все сложилось и взорвалось.

Если сейчас каким-то образом Шри-Ланка сможет хотя бы наладить нормальные закупки нефти и газа, возобновить импорт удобрений, то из кризиса, возможно, выбраться и удастся. Но здесь есть еще одно обстоятельство — это глубоко закредитованная страна. Не только из-за Китая, но и из-за международных займов. Таким образом, с долговременным кризисом разобраться сейчас вряд ли выйдет, это будет очень сложно.

Другое дело, чего хочет Россия. Например, если мы просто хотим там присутствовать экономически в обмен на те услуги, которые мы сейчас окажем, это вполне реализуемо, решаемо. Но в этом случае нужно всегда держать руку на пульсе внутриполитической жизни Шри-Ланки, иначе повторится ситуация, когда АФК «Система» пыталась войти на рынок Индии, а в итоге оказалась в центре политического скандала из-за коррупции.

Поэтому Россия должна учитывать риски в случае прихода в любую южно-азиатскую страну и очень тщательно следить за ситуацией. Кроме того, у многих стран планы на Шри-Ланку: у американцев, китайцев, индийцев. Но страна большая, на всех хватит».

Кризис на Шри-Ланке

В апреле 2022 года Шри-Ланка столкнулась с экономическим кризисом, который эксперты назвали самым тяжелым в истории страны. Это также подтверждал премьер-министр островного государства Ранил Викремесингхе, сообщало издание The Economic Times.

Из-за нехватки иностранной валюты (возникшей в связи с дефицитом туристов на фоне пандемии) страна лишилась возможности оплачивать закупки топлива. После этого в Шри-Ланке начались массовые протесты, в результате которых власти ввели чрезвычайное положение и объявили упреждающий дефолт.

Сейчас внешний долг страны составляет $51 млрд, из них порядка $700 млн — долг государственной нефтегазовой компании Ceylon Petroleum Corporation. Власти ожидают, что кризис продлится до 10 июля.

Переговоры с Россией

26 мая МИД России получил обращение от Шри-Ланки с просьбой помочь справиться с энергетическим кризисом. Власти республики пообещали, что заплатят $72,6 млн за 90 тыс. тонн российской нефти. Вскоре российский танкер с нефтью прибыл в Коломбо, сообщал ТАСС со ссылкой на источник и издание New First.

28 июня президент Шри-Ланки встретился с российским послом Юрием Материем. Они обсудили возможности развития торговых отношений между странами. Через два дня Раджапакса направил Путину письмо с предложением закупить нефть, писала ланкийская газета Daily Mirror. Собеседник газеты отметил, что помимо этого Шри-Ланка обратилась за помощью с топливом к Индии — ее власти согласились направить четыре танкера, а также к Катару.

6 июля Раджапакса сообщил в соцсетях, что у него состоялся «очень продуктивный телефонный разговор» с президентом России Владимиром Путиным. По его словам, он обратился к Москве с просьбой предоставить стране кредитную поддержку для импорта топлива и преодоления кризиса, а также возобновить полеты «Аэрофлота» в страну. «Мы единодушно согласились с тем, что укрепление двусторонних отношений в таких секторах, как туризм, торговля и культура, имеет первостепенное значение для укрепления дружбы между нашими двумя странами», — рассказал он.

Сообщение Кремля отличается меньшей эмоциональностью. В нем говорится, что главы двух государств обсудили вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества в энергетике, сельскохозяйственной и транспортной областях. Кроме того, был «подтвержден обоюдный настрой на дальнейшее поступательное развитие традиционно дружественных российско-ланкийских связей».