Российская часть зерновой сделки (об экспорте российского зерна и удобрений) гораздо важнее, чем украинская, и требует к себе большего внимания при обсуждении, поскольку ее невыполнение окажет куда более сильное влияние на цены на мировых рынках и на гуманитарную ситуацию. Об этом на заседании Совбеза ООН заявил экономист Михаил Хазин.

Председатель заседания подчеркнула, что о включении его выступления в повестку просила российская сторона. RTVI выбрал самое важное из доклада эксперта.

О важности российской части зерновой сделки

Хазин констатировал, что проблемы есть в реализации обеих частей зерновой сделки — и с участием Украины, и с участием России.

«Но с точки зрения влияния и на общие мировые рынки, и на гуманитарную составляющую, ограничения для России представляются куда более опасными, чем собственно экспорт Украины», — утверждает экономист.

Он заявил, что «сделка с участием России окажет куда большее влияние на цены на продовольственных рынках и на гуманитарную составляющую, чем та сделка, которая связана с Украиной, поэтому она должна занимать более важное место в обсуждении».

Проблемы с оценками и прогнозами

Оценить влияние зерновой сделки на цены на мировых рынках сейчас крайне сложно из-за отсутствия объективных критериев. В последние годы рынки находятся в разбалансированном состоянии: например, промышленная инфляция в США в 2022 году превышала 20%, а сейчас пошли дефляционные процессы, и она составляет -9%.

«Скорее всего, это реакция на карантин [из-за пандемии COVID-19], и еще ближайшие несколько лет она будет в очень сильной форме», — прогнозирует Хазин.

О роли украинской части зерновой сделки

Большую часть украинского экспорта составляют кукуруза и ячмень, которые «не поставляются беднейшим странам и не используются в продовольственной программе для них». За время работы продуктовой сделки лишь около 3% украинского зерна достигло беднейших стран. По морю Украина экспортировала около 30 млн тонн зерна — это сопоставимо с объемом ее экспорта по другим каналам. «Качественное влияние зерновой сделки с точки зрения поставок украинского зерна на мировые рынки в общем не очень значительное», — подытожил Хазин.

О падении цен после заключения сделки

Цены на зерно на мировых рынках сразу после заключения зерновой сделки резко упали, потому что в 2022 году «было уникальное сочетание неблагоприятных обстоятельств», пояснил Хазин.

«Надо учесть, что начало сделки совпало с прогнозами на будущий урожай, который был благоприятный, поэтому падение цен ожидалось, и ничего удивительного в этом нет», — считает он.

Экономист напомнил, что украинское зерно, под которое заключалась сделка, было коммерческое — то есть «принадлежало частным лицам и было уже законтрактовано». Соответственно, «его влияние на рынке в прошлом году было связано с тем, что это зерно уже было учтено в текущем балансе», рассуждал Хазин.

О роли России на мировых рынках зерна

«Экспорт зерна из России вырос за последний год, в том числе за счет существенного увеличения поставок пшеницы: вместо 35 млн тонн — 58 млн тонн. Примерно такой же объем, скорее всего, будет поставлен в 2024 году, поскольку падение урожая в 2023 году в России незначительное — где-то 4-5%», — обрисовал ситуацию экономист.

На Россию, по его словам, приходится примерно треть (около 60 млн тонн) мирового экспорта зерна (160-180 млн тонн), но под действием санкций условия производства зерна на экспорт становятся нерентабельными.

«В 2023 году такой проблемы пока нет, но в 2024 году может оказаться, что поставки российского зерна на рынки из-за санкционной политики резко упадут — и вот это будет реальная катастрофа на рынках. Цены вырастут очень сильно», — прогнозирует Хазин.

«Удобрения — это будущий урожай»

Экономист напомнил, что Россия занимает больше 15% мирового рынка удобрений и «значительную часть рынка тех веществ, из которых эти удобрения производятся, — аммиака в первую очередь».

«Если в этом году сократится количество удобрений, которые будут внесены на поля, то через год резко сократится урожай, причем по всему миру», — предупредил Хазин.

Санкции де-факто

Формально и США, и ООН неоднократно заявляли, что продовольствие не относится к сфере санкционных ограничений, признал экономист. Однако, по его словам, «давление на экономические субъекты настолько велико, что многие из них отказываются взаимодействовать с Россией по поставке продовольствия и удобрений».

По прогнозу Хазина, это прекращение взаимодействия «неминуемо вызовет очень серьезные проблемы и очень сильную нехватку зерна на мировых рынках в интервале 1-2 года».

«Мы не можем сегодня сказать, к какому росту цен это приведет, потому что рынки очень разбалансированы. Не исключено, что в результате произойдет распад единых мировых рынков продовольствия на какие-то региональные группы, о чем уже много где говорят и пишут. С точки зрения эффективности поставок продовольствия, и тем более с точки зрения их гуманитарной функции, это чрезвычайно опасная ситуация», — подытожил он.