Будет ли война между Россией и Украиной? Готовится ли население Украины к войне? Сможет ли Украина вернуть Крым? Как урегулировать ситуацию в Донбассе? Украинский врач и телеведущий Евгений Комаровский ответил на вопросы Марианны Минскер в эфире программы «Вы держитесь» на RTVI.

О настроениях на Украине. По словам Комаровского, сейчас на Украине царит атмосфера тревожности и нервозности, однако массовой паники нет. Он отметил, что некоторые жители Украины готовятся к обороне.

«Мы уже проходили эпизоды каких-то паник. Когда сметали все в магазинах. Сейчас этого реально не происходит. <> Готовятся обороняться очень многие. Особенно активные люди, молодежь очень. <> А вот то, что многие реально готовы практически ко всему — да. Но это уже сейчас не проявляется тем, что кто-то будет убегать. Наверно, огромное количество людей не знают, что такое Советский Союз. Поэтому реакция будет другой», — подчеркнул он.

О вероятности войны на Украине. Комаровский не исключил, что война, действительно, может начаться. Он отметил, что это зависит не от населения, а исключительно от властей.

«После того, что было в Харькове в 2014 году, я допускаю все, что угодно. <> Все, что происходит между Украиной и Россией, не имеет ни к логике, ни к здравому смыслу, ни к интересам наших народов не то, что никакого отношения — это на противоположном полюсе интересов. Поэтому попытаться сказать, к чему вы готовы? Мы готовы ко всему. <> Опять-таки надо понимать, что мы тут вторичны. Не от нас зависит то, что будет. <> По большому счету, чувствуешь себя в психушке, в которой жизнь пациентов зависит от того, с какой ноги встанет главный врач», — объяснил Комаровский.

Он подчеркнул, что украинцы живут в состоянии готовности к войне уже восемь лет, однако жители других стран или украинская диаспора за границей не осознают этого в полной мере.

«Когда каждый день в прессе и по телевизору сводки с линии фронта. Когда нам сообщают, сколько было обстрелов, сколько погибло. Когда я еду, например, выезжаю из Харькова, то рядом с дорогой я проезжаю кладбище. И на этом кладбище — его видно с дороги — там прямо отдельный участок на этом кладбище, где похоронены молодые ребята, погибшие в этой войне. <> И на каждой могиле стоит флаг. <> И это происходит в каждом городе нашей страны. Мы живем в войне», — отметил он.

При этом, по словам Комаровского, украинцы научились отделять войну от обычной жизни.

«У меня это вызывает какое-то внутреннее ощущение абсолютной шизофрении того, что происходит. <> Я не согласен, что люди в здравом уме, без патологии головного мозга, могли все это устроить. Это нельзя было сделать в здравом уме. Вот это… То есть я отношусь к этой ситуации как к абсолютной патологии. Потому что никакими политтехнологиями, никакой геополитикой довести отношения между Россией и Украиной, какими бы они ни были, до состояния вооруженного конфликта — это абсолютный бандитизм политиков», — подчеркнул он.

О нападках на русский язык. По мнению Комаровского, украинцы часто ассоциируют Россию как государство с русским языком — из-за этого негативное отношение переносится и на сам язык.

«В ближайшей перспективе лишить Украину русскоговорящих людей не получится. Поэтому, с моей точки зрения, наиболее мудрое решение – попытаться все-таки понять, что русский язык и язык российского государства – это не тождественные понятия, понимаете. И русский язык не принадлежит Путину, не принадлежит верхушке правящей России. Русский язык — это один из главных языков ООН. <> Это язык, на котором огромное количество людей в России и в Украине выросли. <> Это великая культура российская», — поделился своими размышлениями Комаровский.

Еще одна проблема, по его словам, в том, что некоторые «недальновидные» украинцы рассматривают сейчас любые попытки высказаться в пользу русского языка как попытку сближения с Россией.

Комаровский опроверг утверждения, что украинская молодежь сейчас не говорит на русском языке.

«В Харькове молодежь говорит по-русски, в Киеве я слышу в основном русскую речь, что бы там ни говорили. Плохо вот что. Молодежь продолжает говорить на языке своих родителей. И будет на нем говорить, вне всякого сомнения. Но, получая язык родителей, они практически в очень малой степени получают доступ к русской культуре. И в этом виновата политика России тоже», — объяснил он.

О самодостаточности Украины. По мнению Комаровского, «Украина — это Украина», и речь не может идти о ее «пророссийскости» или «проевропейскости». Он отметил, что Украине необходимо сохранить баланс и ставить свои собственные интересы на первый план.

«Нет никакой пророссийской Украины, нет никакой проевропейской Украины. С моей точки зрения, есть Украина. Самодостаточная. Которая должна жить исключительно проукраинским прагматизмом. <> Если страна базируется на независимости, если ставит своей целью благополучие своих граждан как приоритет государственной политики, то как раз в ситуации, когда к вам протягивают руки и Россия, и Америка, и Европа, остаться посредине и всем протягивать руки — это путь к развитию, к обогащению… <> Дружить будем со всеми. А больше с тем, кто больше даст, у кого процент меньше, у кого цена ниже», — подчеркнул он.

О возможности вступления Украины в НАТО. Комаровский предположил, что Украину в ближайшем времени не примут в НАТО, поскольку если «тебя не приглашают, это унижение достоинства».

«У меня другие представления о морали, они заложены в меня, может быть, на уровне пионерской организации, понимаете, напрашиваться нехорошо — надо быть таким, чтобы все хотели, чтобы ты к ним пришел, все хотели, понимаете, вот и всё. Поэтому я нет, я против», — отметил он.

О решении конфликта в Донбассе. По мнению Комаровского, если бы в Донбассе не было российского присутствия, в том числе российских денег, оружия и топлива, то ситуацию можно было бы решить за полгода.

«Мы знаем…примеры таких городов, как Славянск или Краматорск, которые были в ДНР, а потом вдруг оказались в Украине и мгновенно влились в общую жизнь страны, понимаете. И я хочу сказать: если бы Россия захотела, чтобы все это мирно и спокойно вернулось в Украину, то это бы все мирно и спокойно вернулось в Украину. <> А Россия этого не хочет. <> Но здесь мы все время сталкиваемся с логическими противоречиями, потому что Россия, которая решает в этом конфликте практически все, постоянно говорит о том, что она ни при чем и договариваться надо не с ними, а вот с теми», — считает Комаровский.

О культурных связях между народами. Евгений Комаровский считает большой ошибкой разрыв культурных связей между народами. Если люди путешествуют, то могут видеть, как на самом деле обстоят дела в стране, отметил он.

«Если бы люди все это видели, они бы меньше верили, они меньше смотрели на весь этот бред, понимаете? <> К сожалению, я вижу только так — через гуманитарные контакты прийти к политическим договоренностям. Но когда нет ничего, вообще ничего, и вдруг, когда есть только обстрелы, и принять Минск — как это можно с нуля? Поэтому надо продвинуться хотя бы на что-то», — отметил он.

О дальнейшей судьбе Крыма. По мнению Комаровского, Крым вряд ли в ближайшие годы вернется в состав Украины.

«Крым всегда был, есть и будет Украина, точно так же, как японцы никогда не согласятся с тем, что Курилы — это не их, как жители ФРГ всю жизнь знали, что ГДР тоже их и рано или поздно вернется, как прибалты чувствовали себя «незалежными» всегда и просто ждали своего часа. Скорее всего, Украина примет это и этот статус закрепит в конституции. Понятно, что Крым — это мы, но мы исторически ждем справедливости. Эти вопросы сейчас решать бесконечно тяжело», — объяснил он.

Комаровский также подчеркнул, что Россия вряд ли сможет «пойти на возврат» Крыма, поскольку такие действия властей не одобрят россияне.

«Но я точно знаю, при тех гениальнейших способностях российской пропаганды, если они поставят перед собой цель, понимаете, Крым возвращается, условно говоря, и вместе с ним возвращается любовь, дружба, интернационализм, связи, конец миру… более того, мы не просто возвращаем Крым, мы обеспечиваем всему миру подарок, мы делаем демилитаризацию Крыма…И вот весь мир, и теперь уже не важно, если он демилитаризированный, то вообще не важно, кому он принадлежит, и теперь Крым — это символ российско-украинской вечной дружбы. <> Если бы в Украине провести референдум, да сказать: „Вот тут Крым, а вот с другой стороны мир, дружба, жвачка, пенсии вот такие, зарплаты вот такие, все долги МВФ списаны”, — то, конечно, большинство людей наверняка бы за это проголосовали. Но такой референдум невозможен по определению, потому что любой политик, который пойдет по пути подобного даже опроса, будет тут же уничтожен, и все», — объяснил Комаровский.

Об отношении к Владимиру Путину. По мнению Комаровского, у Путина есть огромные возможности и «огромный талант управленца», при этом он использовал все эти ресурсы «в другом направлении».

«При тех деньгах, которые свалились на Россию, какую можно было куколку сделать в гуманитарном плане, как можно со всеми было подружиться, как можно было модифицировать страну, модифицировать судебную систему, модифицировать медицину, модифицировать систему образования, выстроить систему бесплатного развитого детского спорта везде, где только это можно, победить коррупцию, разогнать всё, что… Сделать страну, которой бы обзавидовался весь мир, при ваших территориях… <> И вместо этого эти усилия — на что их про**али, прости господи?» — поделился мнением Комаровский.

Об олигархах. «Как мне кажется, что прямой интерес любого олигарха в Украине — понятные правила игры с гарантией их неизменности, понимаете. Но когда любой олигарх постоянно волнуется о том, что каждая новая власть может поменять законы, поменять условия, ты инвестируешь кучу денег во что-то, потому что тебе скажут, что здесь будут льготы, допустим, а следующая власть все это отменит. <> Мы же прекрасно понимаем, что если в стране мир, закон, порядок, то стоимость активов возрастает в разы. Любой олигарх, по большому счету, совсем не заинтересован в войне и в выяснении отношений. Любой владелец кучи заводов, газет, пароходов больше всего на свете заинтересован в мире и прогнозируемости».

О шансах Владимира Зеленского переизбраться президентом. По мнению Комаровского, у Зеленского действительно есть шанс снова стать президентом Украины, но исход будет зависеть от того, кто составит ему конкуренцию.

«Пока я не вижу, кто будет с ним сражаться, кроме Порошенко, а Порошенко все тоже не очень любят. <> Я не пойду на выборы [если Зеленский и Порошенко будут бороться за пост президента], чтобы потом не чувствовать себя лохом. <> Но я вам скажу честно, это уже будет не так страшно, с моей точки зрения, потому что, даже если Зеленский останется на второй срок президентом, у него не будет монобольшинства, у него не будет послушного правительства. У нас в Украине половина людей не знает фамилию премьер-министра, потому что все решения принимаются в офисе президента. <> И мне кажется, что правительство — это абсолютно номинальная структура, которая выполняет инструкции из офиса президента. Это не только мое впечатление», — предположил Комаровский.

О том, как побороть кризис. По мнению Комаровского, во власти должны появиться люди, которые окажут населению страны реальную поддержку. Как он отметил, сейчас украинцы оторваны от государства и ведут с ним борьбу, поскольку потеряли к нему всякое доверие.

«С одной стороны, нужно сочетание двух факторов. Первое — все-таки нужна жесткая рука. <> Мы реально находимся на руинах демократии, вот реально. <> Люди в Украине научились жить изолированно от государства, изолированно. <> Люди находятся в состоянии борьбы с государством. Государство воспринимается как враг, который за тобой следит (в России же то же самое), который хочет твои деньги… Если бы государство брало деньги на помощь слабым, а оно же берет деньги, чтобы их украсть или вывезти в офшоры, понимаете, сплошь и рядом, и всё, при этом нагло врет и рассказывает нам, как они нас все любят. <> То есть должен прийти человек, который просто формализует сложившееся положение вещей», — заключил Евгений Комаровский.