Украине нужен льготный доступ к единому рынку и плановая экономика, считают эксперты Люк Купер и Мэри Кэлдор. Они поспорили с авторами недавнего доклада «Европейского совета по международным делам» (ECFR) о том, какая помощь нужна Украине от Евросоюза в условиях затяжного военного конфликта, в том числе — о необходимости выхода на единый европейский рынок.
Люк Купер — директор программы по исследованию Украины в рамках проекта PeaceRep (Peace & Conflict Resolution Evidence Platform, Университет Эдинбурга), старший научный сотрудник Лондонской школы экономики и политических наук.
Мэри Кэлдор — почетный профессор глобального управления и директор Программы исследования конфликтов в Лондонской школе экономики и политических наук, член Совета аналитического центра ECFR.
«Отказаться от неолиберальной экономики»
«…Украине необходимо быстро отказаться от неолиберальной экономической политики, чтобы предотвратить неразрешимый конфликт, наблюдаемый в других местах, и обеспечить большую социальную поддержку украинскому населению. …Это несовместимо с немедленным полноправным членством в едином рынке. Это может сильно осложнить вступление Украины в полноправные члены Евросоюза, что мы с энтузиазмом поддерживаем».
«Реструктурировать свою экономику»
«В этом году украинская экономика сократится примерно на треть, что приведет к резкому скачку ранее низкого уровня крайней бедности. Безработица в июле достигла 35%. Украина испытывает дефицит в размере около $5 млрд в месяц и прибегает к печатанию денег, рискуя гиперинфляцией».
«Для преодоления кризиса необходимы два шага. Во-первых, западные государства должны резко увеличить прямую поддержку украинской экономики. Во-вторых, Украина должна реструктурировать свою экономику, чтобы использовать все доступные ресурсы для войны. Государственное вмешательство должно компенсировать падение спроса, а Киеву следует использовать централизованное планирование для установления цен и распределения ресурсов. Если на постсоветском пространстве такие методы негативно ассоциируются с коммунизмом, то и Великобритания, и США применяли их во время Второй мировой войны».
«Безработица не должна быть проблемой в условиях военной экономики, когда все ресурсы, включая рабочую силу, централизованно направляются на поддержку национальной обороны. <…> Правительство должно предпринять немедленные шаги по реформированию единой налоговой системы Украины, чтобы переложить бремя финансирования войны на наиболее платежеспособных».
Ранее в докладе аналитического центра «Европейский совет по международным делам» (подробнее — в материале RTVI) эксперты выяснили, что стоимость перевода украинских войск на европейские стандарты может составить порядка €100 млрд. В том же докладе говорилось о «плане долгой войны», который должна составить Европа, чтобы помочь Украине. Среди прочего, он предполагал «экономическую поддержку, дающую Украине доступ к единому рынку ЕС».
Льготный доступ к единому рынку и плановая экономика
«Украина должна отклонить предложение [о вступлении в единый рынок], если оно будет сделано. Быстрое вхождение страны, находящейся в состоянии войны, в одну из крупнейших и наиболее интегрированных зон свободной торговли в мире не имеет прецедентов в европейской или мировой истории. Украина не могла бы конкурировать на «равном игровом поле» ЕС. <…> это могло бы усугубить ее социально-экономический коллапс».
«Украине нужны полностью льготные экономические условия. Поэтому ей должно быть разрешено вводить протекционистские меры, такие как тарифы (…), не теряя при этом беспошлинного доступа к единому европейскому рынку».
Как не допустить «долгой войны»?
«Доклад [ECFR] … слишком категоричен в своем заявлении о том, что Украине предстоит «долгая война». Чем больше повторяется эта формулировка, тем больше она рискует превратиться в самоисполняющееся пророчество. Это вполне может быть наиболее вероятным сценарием, и, конечно же, ЕС и западные страны должны быть готовы взять на себя долгосрочные обязательства перед Украиной. Однако стратегия … должна быть откалибрована с учетом возможности нескольких сценариев».
«Черты неразрешимых конфликтов»
«Риск «долгой войны» заключается в том, что она приобретает черты неразрешимых конфликтов («вечных войн»), которые можно наблюдать в других странах мира. Такие конфликты характеризуются фрагментацией государства, криминализированной военной экономикой и построением сектантской политики; целый ряд государственных и негосударственных субъектов все больше приобретает постоянный экономический и/или политический интерес к воспроизведению насилия. Эти войны, как правило, являются результатом экономической либерализации в контексте авторитаризма».
В своей колонке директор ECFR Марк Леонард подчеркнул, что «сохранение европейской политической поддержки и солидарности будет самой большой проблемой», особенно учитывая, что цена долгого конфликта «продолжает расти».
«Экономическая поддержка должна покрывать не только расходы на восстановление страны и подготовку ее к интеграции в ЕС, но и текущие повседневные потребности украинского государства», — добавил Леонард, отметив, что налоговые поступления покрывают только 40% госрасходов Украины, из-за чего ежемесячный бюджетный дефицит достигает $5 млрд.