В Москве 20 апреля стартовал 45-й Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 27 апреля, программа включает в себя 200 фильмов из 60 стран, среди которых Швеция, Франция, Дания, Норвегия, Китай, Россия, Сирия, Саудовская Аравия, Португалия, Колумбия и другие. RTVI узнал, что о фестивале 2023 года думают профессионалы из мира кино, и на какие ленты они рекомендуют обратить внимание.
Егор Москвитин, кинокритик, отборщик внеконкурсной программы ММКФ «Дикие ночи»
«Можно сказать, что ММКФ продолжает соблюдать принцип состязательности сторон, когда нет приоритета в отношении каких-то стран, нет каких-то привилегий для одних стран и запрета для других. В программе очень много кино как с востока, так и с запада, как какого-то отключенного от действительности, так и остро, болезненно ее комментирующего. Наверное, это главная функция любого фестиваля, объединение людей, сохранение возможности для диалога», — уверен Москвитин.
Самое главное, с точки зрения некой этики, некого энергетического послания стране, городу, миру — это показ фильма «Снегирь», которым открывается фестиваль. Это новая работа Бориса Хлебникова и его соавторки Натальи Мещаниновой, это экранизация советского романа о моряках, которые, сталкиваясь в стихии, понимают ценности, значимость, важность и естественность солидарности и борьбы друг за друга.
Эту историю модернизировали, теперь в плавание уходят современные практически подростки, студенты-мореходы и опытные морские волки, рыбаки, которых играют Александр Робак, Тимофей Трибунцев и Евгений Сытый, к сожалению, покойный, это его последняя роль. Эти два поколения — абсолютно обеспеченных, рассеянных, расслабленных зумеров и уже сложивших руки мужчин старшего поколения — вдруг объединяются и становятся настоящими мужчинами. Это потрясающее по своей энергетике и трагизму кино, оно является огромным социальным комментарием.
Что касается остальных секций, то советую посмотреть фильмы из Китая — «Обмен телами» и «Угрызения совести». Это примеры супер кассового жанрового развлекательного китайского кино, которое заработало много денег дома и теперь рассказывает важные истории нам.
В фильме «Угрызения совести» речь идет о юристах, которые спустя много лет после случившейся несправедливости пытаются добиться правосудия. Это что-то вроде детектива-триллера «Воспоминания об убийстве», только события происходят в Гонконге.
Фильм «Обмен телами» — это возвращение к старым, давно забытым формулам романтических комедий, где люди вдруг оказываются в чужой шкуре, и несмотря на то, что это вроде бы жанровое развлекательное кино, это история о том, как сострадать чужому опыту.
Личный интерес меня, как человека, который программирует секцию «Дикие ночи», где показывают самые безумные экспериментальные ужастики, триллеры, хорроры, фантастику, черные комедии, пригласить вас на несколько фильмов из этой секции. Один из них называется «Магнум 578» — это вьетнамский боевик о дальнобойщике, который мстит мафии за свою дочь. Это что-то вроде «Джона Уика», с тем же потенциалом, но при этом этот фильм очень артовый, он был выдвинут от Вьетнама на «Оскар» в прошлом году.
Еще одна интересная картина, которая позволяет нам соблюсти принцип равенства развлекательной функции и некой социальной, — это фильм «Безумная Хайди» из Швейцарии, который описывает в стиле черной комедии утопическое будущее Швейцарии, где всех заставляют есть шоколад, запивать его молоком и закусывать сыром, а людей с непереносимостью лактозы подвергают дискриминационным законам. Против этого тоталитарного государства восстает маленькая девочка Хайди, и начинается невероятная резня, которая всех удивит.
Наконец, очень классный фильм под названием «Вредитель», который описывает историю протестов в современной Индии: столкновения на религиозной и этнической почве. В ходе одного из таких столкновений в заброшенном доме оказываются два человека, каждый из которых скрывает свою идентичность. Один из них индиец, другой мусульманин, и они прячут друг от друга свое истинное лицо, но в итоге объединяются, чтобы бороться с демоном, который живет в этом доме. То есть это доказательство того, что ужастик на самом деле может быть и социальным, и политическим, и гражданским кино.
Виталий Манский, режиссер документального кино, президент международного фестиваля авторского документального кино «Артдокфест»
«Нужно обратить внимание на то, что Московский международный кинофестиваль скорее сейчас является фестивалем стран Азии и Востока, который раньше проходил в городе Ташкент. По перечню стран, которые участвуют в фестивале, очень его напоминает. Конечно, это связано с тем, что все основные кинематографические державы бойкотируют Россию в целом, и российские культурные проекты, тем более которые организуются такими людьми, как президент Московского фестиваля, в частности», — заявил Манский RTVI.
Не могу сказать, что нахожу время тщательно следить за отборами ММКФ, но какая-то общая информация, которая появляется в ленте, говорит о том, что, например, конкурс и программа документальных фильмов, за чем я слежу профессионально вне зависимости от отношения к фестивалю, раньше была довольно яркой и представительной. Там была конкурсная программа, которая была очень достойной, как и внеконкурсная программа, которая являла собой хиты всех основных мировых документальных фестивалей. Сейчас ничего подобного нет.
Сам факт, что из семи картин международного документального конкурса три картины из России, две из Китая и Ирана и что-то еще в этом духе, тоже достаточно красноречив, вне зависимости от качества фильмов. Все плачевно, как и в целом плачевны дела в России.
Московский кинофестиваль проводится с 1935 года, с 1995-го был объявлен ежегодным. Лауреатами его награды — «Золотого Георгия» — в разные годы становились картины Федерико Феллини, братьев Дарденн и других международно признанных мастеров кино. Главная тема 45-го ММКФ — проблемы молодежи, которым посвящена целая отдельная программа.
В основной конкурсной программе фестиваля — 12 лент из России, Китая, Японии, Аргентины, Мексики, Болгарии, Франции, Бангладеш и других стран. В состав экспертного жюри, которое будет выбирать лучшие картины, вошли режиссер Алексей Учитель, актриса Анна Снаткина, актер Алексей Гуськов, актриса Светлана Иванова и другие.