Вечером 15 февраля в аэропорту Домодедово задержали 28-летнего гея из Чечни Идриса Арсамикова, прилетевшего из Грозного в Москву. Столичные полицейские передали его чеченским силовикам без объяснения причин, его нынешнее местоположение неизвестно. Правозащитники опасаются возможных пыток в отношении задержанного и фабрикации административного или уголовного дела.

О своем задержании Арсамиков сам сообщил правозащитникам, рассказал RTVI основатель кризисной группы СК SOS Давид Истеев.

«Он сообщил сразу, что его уводят в какой-то неизвестный подвал, видимо, какое-то помещение, где находится отдел транспортной полиции Домодедово. Адвокат выехал туда через 15 минут после того, как его задержали, и ехал туда в течение часа. Все это время он не знал, за что [Идрис] задержан, ему никаких пояснений не давали», — рассказал он.

Причины задержания полицейские не объяснили ни самому Арсамикову, ни приехавшему на место адвокату. Правозащитников не допустили до задержанного, мотивировали такое решение тем, что «инициаторы задержания, чеченские силовики, против».

«Спустя где-то полтора часа предъявили некую ориентировку с его фотографией, якобы он подозревается в участии в преступлении по уголовному делу 2021 года, когда Арсамиков в принципе не мог быть на территории России и каких-либо преступлений совершить тоже не мог физически», — сказал Истеев.

Он добавил, что сотрудники отделения полиции Домодедово «вели себя довольно грубо, давали такие объяснения адвокату, что они от нее устали».

Позднее Арсамикова передали прибывшим на место чеченским силовикам, но они также не объяснили причин задержания. «Все произошло довольно быстро, в течение двух минут, его просто взяли под руки и увели, и адвокату ничего не поясняли», — рассказал Истеев.

Прибывший на место из Чечни оперуполномоченный якобы объяснил происходящее тем, что Идрис Арсамиков проигнорировал повестку, которой он ранее якобы вызывался как подозреваемый. Однако, по данным СК SOS, никаких доказательств того, что такая повестка была отправлена, нет.

Нынешнее местоположение Идриса Арсамикова неизвестно. Однако правозащитники предполагают, что его могли увезти в ОМВД Шелковского района Чеченской Республики, где его задерживали до этого. По данным кризисной группы СК SOS, Арсамикова могут обвинить по статье о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК, предполагает до 10 лет лишения свободы).

«В последний раз его задерживали в феврале 2023 года, буквально пару недель назад. Именно начальник этого ОМВД и выписал ордер, предписание о его задержании. Мы можем только предполагать, что его повезли туда, адвокаты будут вылетать 17 февраля утром в надежде его найти», — объяснил Давид Истеев RTVI.

По его словам, силовики из Чечни действовали в большой спешке. Арсамикова увезли на автомобили и забыли его паспорт.

«Если мы [в ОМВД Шелковского района] его не найдем, будем объявлять его в розыск на месте, звонить прокурору, в Следственный комитет и 112 об исчезновении человека», — сказал он.

В отделение полиции, где предположительно удерживают Арсамикова, по данным кризисного центра СК SOS, адвокатов не пустили, а также не подтвердили, что их подзащитных находится именно там.

Пытки и уголовное дело

По словам правозащитников кризисной группы СК SOS, ничего хорошего от задержания чеченскими силовиками они не ждут.

«Не могу сказать, что у меня есть какие-то радужные прогнозы, хорошие ожидания, что все будет по закону. <…> Скорее всего, он что-то подпишет, мы даже не знаем, в чем он может признаться, — под пыткой можно признаться в чем угодно. Как будет развиваться завтра дальше ситуация пока очень сложно прогнозировать, но хороших прогнозов у нас, к сожалению, нет, — уверен Истеев.

Идрис Арсамиков ранее жаловался на преследование в Чечне из-за своей гомосексуальности. Ранее он уже сообщал о пытках.

«В 2017 году тоже был факт задержания и избиения, как довольно обыкновенный метод для чеченской полиции — это избиение по бедрам пластиковыми трубами. У него были значительные синяки, гематомы и прочее. Сейчас, в последний раз, к нему применялись пытки электрошоком, которые между собой сотрудники чеченской полиции называют иронично «Пусть говорят» или «Детектор лжи»», — рассказал Истеев.

В 2018 году правозащитники помогли ему выехать из страны и получить убежище в Нидерландах. В Россию он вернулся на похороны отца в 2022 году.

Правозащитница, член Совета при президенте по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева в беседе с RTVI назвала задержание Арсамикова «жутким» и не исключила, что к задержанному в Чечне могут применять незаконные методы допроса. По словам правозащитницы, из него могут выбить признательные показания и на основании них завести административное или уголовное дело.

«В Чечне теперь его может ждать что угодно. Я считаю, что на сегодняшний день Чечня вне зоны контроля настоящих правозащитников, уж извините за такую откровенность. Там может быть все, что угодно», — уверена она.

Давид Истеев также высказал опасения по поводу пыток. Он также заявил, что и другие представители ЛГБТ-сообщества в Чечне могут оказаться в опасности из-за этого задержания.

«У нас есть очень большие опасения за людей, которые сейчас остаются в Чечне, потому что Арсамиков знакомс большим количеством людей, которые там проживают и запрашивали убежища в Голландии по тем же причинам, что и он, по причинам гомосексуальности. И если какие-то его профили будут вскрыты, мы предполагаем, что вопросы будут к родственникам этих людей. То есть чем закончится эта история и какое развитие у нее будет дальше, очень сложно сказать. Наверное, мы только в начале», — сказал Истеев RTVI.

Меркачева пообещала вмешаться и написать запросы местным правоохранителям и в Генеральную прокуратуру.

«Понятно, что они, скорее всего, спустят все это прокуратуру Чеченской Республики, но тем не менее надо не оставлять такие вещи просто так. Пусть они объясняют, пусть найдут способ как-то рассказать, на чем они основывались, когда принимали решение о его задержании, когда обращались с просьбой о содействии к московским силовикам, в частности, к владельцам аэропорта. Все эти вопросы должны быть, во-первых, озвучены, а во-вторых, мы должны получить какой-то ответ на них. Пусть хотя бы постараются изложить с учетом действующего законодательства», — подчернкнула Меркачева.

По ее словам, предстоит выяснить, на каких основаниях сотрудники аэропорта Домодедово и московская полиция задержали молодого человека.

«Это какая-то расправа, похоже на это. Непонятно, за что они его собираются привлекать. За то, что он представитель ЛГБТ? У нас пока это не наказывается уголовно. Пропагандой, насколько я знаю, он не занимался. В общем, это какая-то очень страшная история, похожая на охоту на ведьм. Непонятно, к чему она и для чего», — заключила Меркачева.