Предприятия в Донецкой и Луганской народных республиках, а также Херсонской и Запорожской областях могли бы занять свои ниши в цепочке производства российских компаний. Об этом заявил журналистам глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, отвечая на вопрос RTVI.
По его словам, для многих крупных компаний предприятия Донбасса привлекательны с точки зрения профиля. «Там много металлургии, угольной и химической промышленности, есть производства минеральных удобрений», — отметил Шохин.
В то же время он подчеркнул, что работа в новых регионах «дело добровольное», а на восстановление производств, «мягко говоря, в состоянии, требующем реконструкции», нужны инвестиции. «Некоторые проекты выглядят очень красиво и перспективно», но их реализация зависит от политических решений и ситуации на фронте, добавил он.
«Недавно один из членов РСПП на встрече с президентом высказал мысль о возможности восстановления Аммиакопровода Тольятти — Одесса. Это интересный проект для данного предпринимателя, но реализовать его без политических решений невозможно», — привел пример глава РСПП.
Через Аммиакопровода Тольятти — Одесса аммиак из России шел на экспорт транзитом через Украину. Он прекратил работу в феврале из-за военных действий. Мировой рынок аммиака потерял более 200 тыс. тонн сырья в месяц. Дополнительно рост цен на газ подтолкнул цены на аммиак до рекордных уровней.
Восстановление экспорта удобрений, в том числе и аммиака, было частью зерновой сделки. Россия неоднократно заявляла, что обязательства не мешать российскому экспорту систематически не выполняются. 23 ноября на встрече с президентом Владимиром Путиным совладелец «Уралхима» (владеет 48%) Дмитрий Мазепин заявил, что чиновники ООН «кормили обещаниями», что трубопровод откроется после продления зерновой сделки.
ООН обещает поспособствовать разблокировке трубопровода в ближайшее время, иначе в 2023 году возникнут проблемы с доступностью продовольствия. «Это чрезвычайно важно, едва ли не важнее зерна», — говорил заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс.
Из-за санкций российский бизнес столкнулся с необходимостью искать новых поставщиков. «Здесь я вижу возможность создавать этих поставщиков на новых территориях, которые будут включаться в цепочку поставок — это самое эффективное», — считает Александр Шохин.
Производства в присоединенных регионах могут занять свои ниши, считает Шохин. Бизнес и профильные министерства должны совместно решить, как их «запрофилировать» — сделать частью отраслевых комплексов, пояснил Шохин. К тому же санкции отрезали предприятия Донбасса от зарубежных рынков. «Доступ на внешние рынки они смогут получить только через российских партнеров», — подчеркнул глава РСПП.
Все предприятия ДНР, кроме двух, экспортируют продукцию исключительно в Россию (92%) и ЛНР (8%), сообщал Минпромторг ДНР. «Донметэкспо» экспортировал чугун в Турцию, а Донецкий завод высоковольтных опор поставлял их, кроме России, в «страны Европы, Азии, Африки, Южной Америки». Продукция металлургии ДНР и ЛНР продается с дисконтом около 10%, сообщали «Ведомости».
Необходимо создать базу данных — платформу с оцифрованной информацией о предприятиях, «чтобы получать ее не на бумаге и в ходе бизнес-миссий», отметил также Шохина. «Ждем от руководства этих регионов информацию по отраслям и разным предприятиям», — добавил глава РСПП.
В 2013 году Донецкая область обеспечивала 10,8% валового регионального продукта (ВРП) Украины и примерно четверть экспорта Украины. Около 80% экспорта приходилось на металлургию.
На два крупных металлургических комбината в Мариуполе — «Азовсталь» и ММК им. Ильича до 2022 года приходилось 40% производства сырой стали Украины и половина производства чугуна. Сейчас «Азовсталь» в руинах, а второй завод не работает после сильной бомбардировки.
Луганская область приносила 3,6% ВРП в 2013 году и тоже базируется на металлургии (73% экспорта). Запорожская область обеспечивала 4% ВРП Украины и 25% производства энергии. Херсонская область с 20% всех посевных площадей Украины обеспечивала 1,6% ВРП страны.