Россия представляет «явную военную угрозу» в непосредственной близости от Швеции, но ее силы в значительной степени заняты боевыми действиями на Украине. Об этом заявила 20 февраля глава Службы военной разведки и безопасности Швеции (MUST) генерал-майор Лена Халлин.

Выступая на пресс-конференции в Стокгольме, она представила 68-страничный отчет о ситуации в сфере безопасности за 2022 год. В его основу, как пояснила сама глава MUST, легла концепция «более безопасной Швеции в нестабильном мире». Россия упоминается в документе 108 раз, Китай — 51 раз.

«Европейский порядок безопасности в том виде, в каком мы его знаем, прекратил свое существование <…> и вместе с этим увеличились риски для безопасности Швеции», — считает Халлин.

По ее оценке, Россия будет укреплять свой военный потенциал «в непосредственной близости от Швеции, когда это будет возможно», — в ответ на заявку Швеции и Финляндии на членство в НАТО. «Нет никаких признаков того, что Россия отказалась от своих амбиций, хотя она и не достигла своих стратегических целей в Украине», — убеждена глава MUST.

Халлин подчеркнула, что, если рассуждать логически, следует рассчитывать на нежелание России допустить «перерастания нынешней напряженности в вооруженный конфликт с НАТО». «Однако существует значительная неопределенность, связанная главным образом с готовностью российского руководства пойти на высокий риск», — констатировала глава MUST.

По словам Халлин, высокий уровень напряженности повышает риск того, что случайность или неверная оценка могут привести к конфликту.

Издание Forsvaretsforum отмечает, что отчет MUST во многом перекликается с аналогичным документом Focus 2023, который был подготовлен норвежскими силовиками и обнародован на прошлой неделе.

«Сухопутные силы России ограничены в нашем районе, но у России еще есть военно-воздушные и военно-морские силы», — заявила Халлин, отметив также угрозы, которые, по ее словам, исходят от российской и китайской разведок.

По ее словам, «Китай все чаще использует политическую, экономическую и военную мощь для укрепления своей роли в мире», преследуя интересы, связанные «с технологиями и экономикой, в том числе с приобретением компаний», поэтому существует угроза, что КНР начнет использовать свои экономические связи со Швецией для оказания влияния на нее.