Психолог и гипнотерапевт Марк Бартон рассказал ведущему Андрею Самарцеву о том, что мешает мечтам исполняться, работают ли марафоны желаний и аффирмации и как правильно визуализировать.
– Говорят, мечтать не вредно, вредно не мечтать. А в чем конкретно заключается этот вред?
– В неправильности мечтаний. Люди мечтают, визуализируют, составляют планы на будущее, но при этом никак не приближаются к ним. В принципе, в том, что человек мечтает нет ничего плохого. Плохо то, что он делает это неправильно. Есть же некие алгоритмы. А у нас люди как делают: посмотрел какой-то выпуск на телеке или в ютубе, прочитал книжку и начинает визуализировать. Особенно этому поспособствовал фильм «Секрет», где американцы рассказывают, как привлечь в свою жизнь деньги, тачки, известность. Там один герой говорил, как он просыпался каждое утро и рисовал миллион долларов на потолке, а через месяц-полтора он у него появился. А наши люди не понимают глубины процессов, которые с ним происходили, и он не рассказывает о них. Люди ложатся на диван и посвящают этому делу целые часы. Другой эксперт в этом фильме говорил о том, что надо перед сном визуализировать свою мечту и с ней засыпать. Это все ерунда нерабочая.
Я с вами сейчас поделюсь своим секретом.
У нас в организме есть система, которая отвечает за выработку дофамина. Это гормон поощрения и достижения, он дает ощущение эйфории, его еще Олимпийским гормоном называют, потому что его испытывают по достижении какой-то цели. Это наркотический гормон, который оказывает влияние как самый настоящий опиат. Уникальность системы, которая его вырабатывает в том, что он выделяется сразу в тот момент, когда человек начинает думать о своей цели. Когда взрослый человек мечтает о миллионе долларов у него начинает вырабатываться дофамин. Но когда дело доходит до действий, этого гормона уже нет и человек опускает руки. Начинает сталкиваться с препятствиями: прокрастинация и перфекционизм. Поэтому я рекомендую мечтать утром, сразу после пробуждения. Потому что если делать это перед сном, то поднятый дофамин за ночь успевает остыть и на утро уже ничего не хочется.
Утром нужно поставить себе цель и пока дофамин находится в состоянии активности совершать какие-то действия, чтобы мозг фиксировал не только состояния кайфа при мечтаниях, но еще и при выполнении действий.
– Мне кажется, что главное, как раз-таки действия. Потому что у нас многие составляют визуальные карты желаний, которые не работают.
– Если ты повизуализировал, то у тебя в крови много гормонов, которые способствуют тому, чтобы ты кайфовал. Мозг должен заякорить это состояние с каким-то действием, не только с мыслью. Поэтому важно сделать хоть что-то, какой-то звонок. А у нас люди привыкают мечтать и кайфуют в этом состоянии, то есть можно впасть в сильную гормональную зависимость. После этого люди сваливаются в апатию, потому что, когда они в постоянном состоянии размышления получают определенную дозу дофамина и других гормонов, они адаптируются к этому количеству гормонов. Организм постепенно привыкает, потом его нужно еще больше.
– А не проще ли составить бизнес-план и тупо заставлять себя делать по три пункта из этого плана?
– Безусловно какие-то действия обязательны и необходимы. Понятно, что если ты способен все свое внимание на достижение цели тратить, то у тебя получится. А если человек чем-то еще занят другим, то ему в любом случае нужна мотивация.
Полное интервью в программе «Это не Фрейд»