Сотрудники музея истории ГУЛАГа выяснили, что информацию о репрессированных уничтожают по секретному приказу 2014 года. Об этом 8 июня написал газета «Коммерсант» со ссылкой на директора музея Романа Романова.

UPD. Замминистра внутренних дел Игорь Зубов сказал, что карточки репрессированных в министерстве не уничтожали.

О том, что карточки уничтожают, узнал исследователь Сергей Прудовский, который искал информацию о репрессированном крестьянине. Он обратился в МВД Магаданской области, где ему сообщили, что карточки осужденных, которым исполнилось 80 лет, уничтожили. Сделали это по указу «для служебного пользования» от 2014 года, который подписали МВД, Минюст, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФСКН, ФТС, ФСО, СВР, а также Генпрокуратурой и Государственной фельдъегерской службой.

В Росархиве сказали Прудовскому, что документы об осужденных в советское время должны пройти экспертизу. Если документ признают ценным, то поставят на госучет и не будут уничтожать.

Романов написал обращение к советнику президента и председателю Совета по правам человека (СПЧ) Михаилу Федотову с просьбой разобраться. Глава СПЧ пообещал «Коммерсанту» изучить этот вопрос. «Это принципиально важно, так как это средство противодействия фальсификации истории <…> Когда документа нет, можно придумать все, что угодно», — сказал он.

Романов объяснил, что личные дела погибших в лагере отправляли на бессрочное хранение, а уничтожали только дела освобожденных. При этом вместо личного дела заводили карточку с фамилией, годом и местом рождения, а также местами заключения. По мнению историка, уничтожение карточек может привести к «катастрофическим последствиям» для изучения истории.

В 2014 году жительница Московской области Нина Трушина пыталась найти информацию о своем репрессированном родственнике. Она получила аналогичный ответ от МВД Магаданской области. Трушина подала иск в Верховный суд России, но он ей отказал, сославшись на указ президента от 1997. По нему можно не публиковать документы с секретной, в том числе и служебной информацией. Конституционный суд иск Трушиной не рассмотрел.

Правозащитная организация «Мемориал» считает, что всего в СССР репрессировали около 12 млн человек. Точное количество осужденных неизвестно, но только во времена «Большого террора» 1937-1938 годов власти арестовали больше 1,7 млн человек.

Хотите узнавать все самое важное от RTVI первыми? Подписывайтесь на наш телеграм-канал.