Из крупнейшего элеватора Свердловской области пропали 3 тысячи тонн пшеницы, стоимостью примерно 70 млн рублей. Это выяснилось во время ревизии в АО «Хлебная база №65», которому принадлежит элеватор. Как выяснил RTVI, среди запасов, хранившихся в элеваторе, была пшеница, состоящая на учете Росрезерва.

Проверку инициировало подведомственное правительству Свердловской области «Агентство по развитию рынка продовольствия». Формальной причиной для нее стали сбои поставок зерна на Первомайский мукомольный завод.

Выездная проверка состоялась 27 апреля. В акте (имеется в распоряжении RTVI) указано, что, по данным бухгалтерии, на дату проверки в элеваторе находилось более 6 тысяч тонн пшеницы, а должно было — более 9 тысяч тонн. На хранении там находилось как государственное зерно, в том числе из запасов Росрезерва, так и частное.

При изучении книг количественно-качественного учета выяснилось, что 2,9 тысячи тонн пшеницы 3-го класса, принадлежащие «Агентству по развитию рынка продовольствия» могли пропасть в период с 2021 по 2022 год. В акте проверки говорится, что руководство акционерного общества отказалось предоставить документы по проведению инвентаризации элеватора за 2020 и 2021 год. В аналогичном документе за 2019 год недостачи зерна не зафиксировано.

Генеральный директор «Хлебной базы №65» Константин Юферев не допустил комиссию до инвентаризации зерна, начавшейся 12 апреля. Отказ он объяснил в том числе отсутствием необходимой квалификации у членов комиссии.

По словам источника RTVI, знакомого с ходом проверки, недостача оценивается в 70 млн рублей. Принадлежала ли какая-то часть из пропавшего зерна Росрезерву, в акте выездной проверки не раскрывается. По словам собеседника издания, управление ФСБ России по Свердловской области начало проверку по факту пропажи пшеницы.

Собеседник RTVI в правительстве области рассказал, что в течение последних лет владельцы «Хлебной базы №65» продавали часть зерна аграриям по высоким ценам перед весенней посевной, а осенью, после сбора урожая, закупали тот же объем зерна по низким ценам и восполняли запасы элеватора. Таким образом, по мнению этого источника, временные пропажи зерна долгое время никто не замечал. Внеплановая проверка в апреле этого года, по его словам, связана с мобилизационными мероприятиями Росрезерва в условиях санкционного давления на Россию.

Управление Росрезерва по Уральскому федеральному округу отказалось от комментариев.

По словам бывшего акционера «Хлебной базы №65», депутата Заксобрания Свердловской области Вячеслава Вегнера, описанная практика называется освежением зерна и происходит с определенной периодичностью: «Зерно может храниться в элеваторе не более трех лет, поэтому его нужно освежать: старое зерно выпускается в продажу, деньги аккумулируются, а потом оно замещается свежим».

Депутат добавил, что, по его данным, речь идет о пропаже пшеницы, принадлежавшей «Агентству по развитию продовольственного рынка», тогда как зерно Росрезерва «четко проверяется, проходит контроль и находится в полной сохранности».

Несмотря на перепродажу зерна, о которой говорит собеседник издания, 2021 год акционерное общество закончило с чистым убытком в размере 14,6 млн рублей, а выручка, в сравнении с 2020 годом, сократилась на 43%. Предыдущие годы организация заканчивала с небольшой прибылью: в 2019 году она составила 447 тыс. рублей, а в 2018 — 606 тыс. рублей.

По данным последнего опубликованного отчета об акционерах компании, по состоянию на 2016 год контрольный пакет акций «Хлебной базы №65» принадлежал правительству Свердловской области через «Агентство по развитию рынка продовольствия» (26,34% акций) и региональное министерство по управлению госимуществом (25,01%). Еще 25,79% акций находились у бизнесмена Андрея Вилижанинова, а 13,38% — у сына депутата Вегнера Александра. Вячеслав Вегнер сказал RTVI, что на сегодняшний день доля, принадлежавшая его сыну, перешла к супруге депутата.

Дмитрий Никитин

(ndekb@protonmail.com)