Глава Чечни Рамзан Кадыров посоветовал Госдепу США научиться соблюдать права человека. Так он отреагировал на призыв американской стороны прекратить преследование инакомыслящих жителей республики, «в том числе путем репрессий против членов их семей». Соответствующее заявление Кадыров опубликовал в своем телеграм-канале.

Госдеп накануне выразил обеспокоенность десятками сообщений о похищениях и произвольных задержаниях родственников чеченских правозащитников и диссидентов. Кроме того, в американском ведомстве обратили внимание на попытки главы Чечни «очернить правозащитников и независимых журналистов».

«Авторы обращения Госдепа еще те невежды, которые не разбираются в том, какие полномочия у главы субъекта Российской Федерации и какие структуры ему подчиняются, а какие — нет. <…> Глава субъекта, согласно законам Российской Федерации, не может осудить, помиловать, задержать, освободить», — написал Кадыров.

Он заявил, что «прежде чем давать рекомендации в соблюдении прав человека», Госдеп должен сам научиться их соблюдать. Кроме того, глава Чечни напомнил, что США основали тюрьму в Гуантанамо, а также обвинил американские власти в расовой дискриминации и в развязывании конфликтов в Сирии и Ливии.

«Вы там с ума что ли сошли у себя в Штатах? Напомню, это заявляет Госдеп США — той самой страны, которая держит в тюрьме Гуантанамо узников без суда и следствия. Пытки и истязательства в этом лагере уже настолько всем известны, что Голливуд снимает по этим фактам киноленты», — отметил он.

В свою очередь российский посол в США Анатолий Антонов назвал заявления Госдепа о нарушениях прав в Чечне попыткой вмешательства в дела России. Он считает, что американским властям нужно «улучшать собственные «каноны демократии»», а не заниматься нравоучениями.

«Рассматриваем выдержанные в прокурорской тональности претензии и обвинения, не подкрепленные к тому же достоверными данными, о так называемых «репрессиях» в Чечне как попытку вмешательства в российские внутренние дела и часть оголтелой информационной борьбы против нашей страны», — цитирует его слова пресс-служба посольства России в США.

Дело Янгулбаевых

Федеральный судья в отставке Сайди Янгулбаев 21 января сообщил о похищении своей жены Заремы Мусаевой чеченскими силовиками в Нижнем Новгороде. Он связал это с правозащитной деятельностью своего сына Абубакара, который работал юристом в северокавказском отделении «Комитета против пыток»* и уехал из России в декабре 2021 года после задержания по делу об оправдании терроризма. Кадыров заявил, что Мусаева была задержана в соответствии с законом, и предупредил, что «эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей». После этого Янгулбаев вместе с дочерью покинул страну.

Комментируя ситуацию с задержанием и доставлением в Чечню Заремы Мусаевой, глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев назвал ее «понятной с юридической точки зрения».

«Зарема Мусаева была доставлена в Грозный в качестве свидетеля по уголовному делу в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса», – приводятся его слова на сайте СПЧ.

Фадеев также выразил надежду на то, что история «продолжит развиваться в правовом поле» и по истечении 15 суток ареста, назначенных судом Зареме Мусаевой, женщина выйдет на свободу.

* юридическое лицо комитета было объявлено иноагентом в России, сейчас организация работает без образования юрлица