О проблемах в российском театре и бизнесе в искусстве рассказал художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин в программе «Час Speak» на канале RTVI

Какая проблема №1 в современном российском театре?

Проблем достаточно. Но одна из главных в том, что актеры много работают на стороне. Это и хорошо, и плохо

Актеры работают на стороне, потому что надо больше денег?

Да, но проблема в том, что инструмент, на котором играют все, не может быть чутко настроен. Актер это же инструмент, он сам и скрипач, и скрипка. И эта скрипка должна быть чутко настроена. Я вижу, что мои артисты, работая в других местах, набивают руку, но тональность нашего театра у них немного уплывает. Мы можем настроиться, но это с каждым разом все тяжелее

Может быть, тогда закрыть половину московских театров, а деньги отдать в оставшиеся, и актерам не придется играть где-то еще?

Нет, так делать не надо. Такая система пусть остается в Бродвее, где играют один спектакль каждый день несколько недель в году. Это не репертуарная система. Все равно российские артисты не будут зарабатывать столько же, сколько их коллеги на Западе. Бродвейская система — это машина, в ней мало живого. Можно сказать, что это мертвый театр, если смотреть с точки зрения российского зрителя

Бизнес в России на театре невозможен?

Нет. Бизнес — это, когда зарабатывание денег является главной задачей. А у искусства такой задачи быть не может. У искусства цель — искусство. Искусство — это авторское ощущение жизни, которым он хочет поделиться. Зароботок не главное

Есть ли понятие «русский театр»?

Да, конечно. Русский театр это не всегда хорошо, иногда и плохо бывает

А что это? То, где не делают бизнес?

Это точно не тот театр, где деньги являются главным. Как человек, который занимается искусством, может ставить целью выше искусства? Тогда он бизнесмен.

Вот они понятно, почему обращаются к искусству, вкладывают деньги в музыку, театр, картины. Потому что только зарабатывание денег это довольно скучно. Многие же из них мечтают стать актерами, музыкантами

Какой зритель у театра «Сатирикон»?

Наверное, он довольно образованный

Ведь театр — сложное искусство

А какое нет? Понимать картины не так просто. Музыку — тоже.

Проблема театра сейчас не в сложности, а часто в разнузданности режиссеров. Давящей все: артистов, автора

Режиссер не должен быть диктатором?

Должен, но не по отношению к автору. Плохо, когда постановщик старается показать себя и свои приемы, а не рассказать историю. Это все равно, что есть бульонные кубики — густая режиссура. Господин режиссер, уйди, дай посмотреть постановку.

Настоящая режиссура, это когда постановка идет через артистов, через оформление, а не когда режиссер напоминает о себе