Обсуждение американскими и китайскими делегациями вопросов нераспространения ядерного оружия пройдет в Пекине на следующей неделе (6-12 ноября), передает заявление МИД КНР агентство Reuters.

О том, что такие переговоры готовятся, первоначально сообщила со ссылкой на источники газета The Wall Street Journal (WSJ), теперь же факт грядущей встречи подтвердился официально. По мнению издания, Вашингтон таким образом стремится предотвратить назревание гонки вооружений между США, Китаем и Россией. Как отмечает WSJ, это первые подобные контакты со времен президентства Барака Обамы.

Переговоры пройдут в отеле St Regis, расположенном в дипломатическом квартале Пекина. Спикером от китайской делегации станет глава департамента контроля над вооружениями МИД КНР Сунь Сяобо. Американскую делегацию возглавит Мэллори Стюарт, помощник главы Госдепа по вопросам контроля над вооружениями. В обязанности Стюарт, в частности, входит отслеживание исполнения другими странами обязательств, налагаемых на них международными договорами. Чиновница недавно посещала Турцию и Израиль, где обсуждала вопросы контроля вооружений.

Ранее официальный Пекин заявлял, что “стремление лидеров пяти ядерных держав <…> к предотвращению ядерной войны и контролю над оружием массового поражения поможет повысить взаимное доверие”. О готовности США и Китая обсуждать вопросы стратегической стабильности советник Белого дома по нацбезопасности Джейк Салливан заявлял еще в 2021 году.

Грядущие американо-китайские переговоры предвосхитила встреча 26-27 октября министра иностранных дел Китая Ван И и госсекретаря США Энтони Блинкена, в ходе которой стороны не только обменялись мнениями, но и провели “китайско-американские консультации по морским делам, по контролю над вооружением и нераспространению ядерного оружия”.

В ежегодном отчете Пентагона Конгрессу США за 2023 год по китайскому вопросу отмечается, что “в течение следующих десяти лет КНР продолжит стремительно модернизировать, диверсифицировать и расширять свои ядерные войска <…> к 2030 году численность имеющихся у Китая ядерных боезарядов превысит 1000”. Как пишет South China Morning Post, наращивание ядерных и обычных вооружений КНР служит предостережением для иностранных держав от вмешательства в вопрос суверенитета Тайваня.

В военной доктрине США за 2022 г. Китай обозначается как “самый всеобъемлющий и серьезный вызов национальной безопасности США”. Тем не менее, стратегия “мирного решения” может не сработать именно из-за роли Китая как второго главного противника США (помимо России), считает военный аналитик Коди Кеннеди. В то же время, по его словам, обеспечивать соблюдение режима контроля над вооружениями сразу двух крупных ядерных держав куда труднее и ненадежнее, чем лишь одной, как это было в период Холодной войны.

Более того, чтобы обеспечить ядерный паритет в части стратегического сдерживания, США критически важно в ближайшее время не только начать переговоры об ограничении гонки стратегических вооружений, но и увеличить собственный арсенал как минимум на несколько сотен активных боеголовок, пишет бывший сотрудник Пентагона Джон Харви.

Глобальная стратегия НАТО сделала ядерное оружие “последним доводом слабых”, утверждают профессор университета Джорджтауна Кир Либер и аналитик Дэрил Пресс. По их мнению, США “не стоит недооценивать решительность и агрессивность противников с ядерным оружием”, а “потенциальную эскалацию можно проводить и конвенциональными вооружениями с целью снижения риска ядерной провокации вражеского режима”.