Российско-украинская делегация продолжают вести переговоры о мирном урегулировании конфликта и Москва до сих пор настаивает на демилитаризации, денацификации Украины, а также требует безъядерного и нейтрального статуса Украины. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью китайскому информагентству «Синьхуа». Кроме того, по словам министра, Россия хочет с помощью «военной спецоперации» покончить с доминированием Запада в мире. Что еще сказал Лавров в беседе с агентством — в подборке RTVI.

О требованиях России к Украине. «В настоящее время российская и украинская делегации фактически в ежедневном режиме по видеоконференцсвязи обсуждают проект возможного договора. В этом документе должны быть зафиксированы такие элементы постконфликтного положения дел, как постоянный нейтралитет, безъядерный, внеблоковый и демилитаризированный статус Украины, а также гарантии ее безопасности. В повестке дня переговоров также вопросы денацификации [президент Украины Владимир Зеленский и другие представители украинской стороны неоднократно говорили, что денацификация считается несерьезным требованием России и не обсуждается на переговорах], признания новых геополитических реалий, отмены санкций, статуса русского языка и другие. <…> Россия заинтересована в мирной, свободной, нейтральной, благополучной и дружественной Украине».

О тяжелом ходе переговоров Москвы и Киева. «Вы справедливо спрашиваете о том, что им [украинской делегации] мешает. Например, это воинственная риторика и подстрекательские действия западных покровителей Киева. Они фактически побуждают его «воевать до последнего украинца», накачивая страну вооружениями и направляя туда наемников. <…> Убежден, что достигнуть договоренностей можно будет только тогда, когда в Киеве начнут руководствоваться интересами украинского народа, а не «советчиков издалека»».

О смысле «военной спецоперации». «Когда мы говорим об украинском кризисе, то речь нужно вести, прежде всего, о многолетней деструктивной линии государств Запада во главе с США, которые после окончания холодной войны взяли курс на сколачивание однополярного мироустройства. Одной из ключевых составляющих таких действий стала безоглядная экспансия НАТО на Восток.

О «новой холодной войне» и борьбе с «расизмом» Запада. «Сегодня речь идет не о новой холодной войне, а, как я уже отметил, о настойчивом стремлении Вашингтона и его сателлитов, возомнивших себя «вершителями судеб человечества», навязать американоцентричную модель мироустройства. <…> Тех, кто проводит самостоятельный курс во внутренней и внешней политике, западники пытаются подавлять самыми грубыми методами. <…>

Потуги коллективного Запада препятствовать естественному ходу истории, решать свои проблемы за счет других обречены. Сегодняшний мир имеет несколько центров принятия решений, он — многополярен. Наша специальная военная операция на Украине тоже вносит вклад в процесс освобождения мира от неоколониального гнета Запада, густо замешанного на расизме и комплексе исключительности».

О якобы несамостоятельности Украины. «США и страны НАТО всегда рассматривали Украину как один из инструментов сдерживания России. На протяжении многих лет они активно подогревали там антироссийские настроения, принуждали Киев делать искусственный, ложный выбор: либо с Западом, либо с Москвой.

Именно коллективный Запад сначала спровоцировал, а затем поддержал антиконституционный госпереворот в Киеве в феврале 2014 г. К власти на Украине пришли националисты, которые сразу развязали кровавую бойню в Донбассе, а на остальной территории страны взяли курс на уничтожение всего русского. <…>. На протяжении всех прошедших лет США и их союзники не сделали ничего, чтобы остановить внутриукраинский конфликт. Вместо того чтобы побуждать Киев к политическому урегулированию на основе минского «Комплекса мер», они «накачивали» киевский режим оружием, обучали и вооружали украинскую армию и националистические батальоны».

О западной помощи Украине в конфликте с Россией. «Если США и НАТО действительно заинтересованы в урегулировании украинского кризиса, то, во-первых, они должны одуматься и перестать поставлять Киеву оружие и боеприпасы. Украинский народ нуждается не в «Стингерах» [зенитно-ракетный комплекс] и «Джавелинах» [противотанковый ракетный комплекс], а в решении неотложных гуманитарных вопросов. Россия этим занимается с 2014 года».

О влиянии западных санкций на российскую экономику. «Ослабить нас не получится. Уверен в том, что мы перенастроим экономику и обезопасим себя от возможных нелегитимных враждебных действий оппонентов в будущем. Будем продолжать выверенно и адекватно реагировать на вводимые ограничения, руководствуясь задачами поддержания устойчивости российской экономики, ее финансовой системы, а также интересами отечественного бизнеса и всего населения. Сфокусируем усилия на работе по дедолларизации, деофшоризации, импортозамещению, укреплению технологической самостоятельности».