Бывший член незарегистрированной Либертарианской партии России (ЛПР) 19-летний Всеволод Осипов рассказал «Медузе»*, что в 2021 году его завербовали сотрудники Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (Центр «Э») и ФСБ, после чего отправили в Грузию следить за эмигрантами. По его словам, он признался во всем соратникам по партии и вводил в заблуждение силовиков.

27 мая 2021 года в квартиру Осипова пришли с обыском по делу о перекрытии дорог (часть 1 статьи 267 УК РФ) на акции 31 января в поддержку оппозиционера Алексея Навального. В тот же день обыски прошли и у других членов партии. Затем Осипова привезли в Главное следственное управление МВД России по Москве, где, по его словам, с ним разговаривал сотрудник Центра «Э», майор МВД Роман Подборонов. Подборонов состоял в Либертарианской партии под фальшивым именем и был на акции 31 января. На митинге либертарианцы разделились по группам, и Осипова назначили ответственным за некоторых людей, в числе которых был Подборонов. В партии только через некоторое время выяснили, что Подборонов — сотрудник МВД, и выгнали его из партии.

Осипов рассказал, что после задержания следователи и Подборонов спрашивали у него, перекрывал ли он дороги, «призывал ли к противоправным действиям». По словам либертарианца, его хотели обвинить «чуть ли не в экстремизме». Полицейские предложили Осипову дать показания, что координатором группы либертарианцев на митинге его назначил Иван Чинаров — член ЛПР, пригласивший Осипова в партию. Молодой человек согласился. Тогда же Подборонов предложил Осипову «встретиться и поговорить».

8 июня Осипов встретился в «Шоколаднице» у метро «Октябрьская» с Подбороновым, вместе с которым на туда пришел полковник ФСБ по имени Андрей. К тому моменту многие фигуранты дела о перекрытии дорог уже уехали из России в Грузию, что вызвало у Осипова «злость, обиду», так как его они с собой не позвали. На встрече силовики предложили Осипову сотрудничество. На следующей встрече через три дня молодой человек отказался от сотрудничества, однако его смогли уговорить.

«Но они начали приводить минусы моего решения. Говорить, что сейчас достанут кого-то из эмиграции, кто точно подпишет сотрудничество. И меня это убедило. Я подумал, что пускай лучше все [либертарианцы] знают, что я агент, чем если это будет какой-то [по-настоящему] засланный человек», — рассказал Осипов.

В конце июня Подборонов предложил Осипову внедриться в штаб политика Романа Юнемана, который планировал участвовать в выборах в Госдуму. Сотрудник Центра «Э» поручил Осипову «посмотреть внутреннюю кухню» избирательной кампании, определить, «радикальный» Юнеман политик или нет. Вскоре Подборонов прислал Осипову план здания, где располагался штаб Юнемана и попросил отметить «наиболее интересные помещения», там силовики планировали установить прослушку. Осипов посоветовал помещения, где не находился Юнеман.

В это время Осипов также пытался связаться с членами Либертарианской партии. В августе силовики решили отправить Осипова в Грузию, где он должен был «подмазываться» к председателю ЛПР Ярославу Конвею и менеджеру проектов фонда Free Russia Антону Михальчуку. После этого Осипову удалось связаться с заместителем председателя ЛПР Иваном Чинаровым. Осипов признался Чинарову в сотрудничестве с Центром «Э» и смог убедить его, что работал с силовиками «неискренне».

«Частично у меня было чувство вины, потому что во многом я принимал решение, спасать Севу в тот момент [после обысков] или не спасать. И если ситуация действительно была такая, как он рассказывал, тогда получается, что на мне лежит ответственность за то, что человек остался в России и вынужден был пойти на сотрудничество. Другая часть — это то, что Сева сам нам рассказал [про сотрудничество с Центром «Э»], показал [переписки] и так далее. Конечно, к нему появилось большее доверие», — рассказал Чинаров.

В конце октября Осипов приехал в Тбилиси. Он не перестал общаться с силовиками и рассказывал им, что якобы сблизился с интересующими их людьми. По словам Чинарова, благодаря общению Осипова с ФСБ и Центром «Э», им удалось предупредить соратников в России, чтобы те спрятали технику перед обысками. По заданию силовиков Осипов должен был вернуться в Россию через полтора месяца, но не сделал этого.

После начала российской спецоперации на Украине Осипов перестал отвечать майору Центра «Э» и полковнику ФСБ. По его словам, он пытался присоединиться к интернациональному легиону территориальной обороны Украины, но ему отказали. «Если ты завербован [об этом узнают], тебя кидают в изоляцию. В Грузии мне в буквальном смысле пришлось быть в изоляции около двух месяцев. Но, как мне сказал Ярослав [Конвей], иногда рассказывают то, что рассказывать не стоило бы. Я надеюсь, что это интервью кому-то поможет. Какому-то парню, который тоже завербован и сможет рассказать об этом, не побояться, что его выгонят с позором», — рассказал Осипов.

Подборонов в разговоре с «Медузой»* подтвердил, что знаком с Осиповым, но заявил, что для нужд Центра «Э» с ним не сотрудничал.

* включена в реестр иностранных агентов