Популяризатор космонавтики Виталий Егоров в интервью Никите Рудакову на RTVI рассказал о том, есть ли научные доказательства существования инопланетян, как ищут следы внеземного разума и могут ли информацию об НЛО специально засекречивать.
Двадцать лет назад о своем роспуске объявило самое старое общество уфологов – британское бюро летающих тарелок. Они были вынуждены констатировать отсутствие каких бы то ни было доказательств существования НЛО. Однако, судя по тому, что эта тема не перестает быть интересной, а 36% россиян по данным ВЦИОМ верят во внеземной разум – поминки по НЛО проводить рано. Как сказал Арутр Кларк, английский писатель-фантаст и футуролог «Либо мы одни во Вселенной, либо нет. Обе вероятности одинаково пугают».
– Верите ли вы в существование инопланетян?
– Я верю, что во Вселенной есть жизнь и я надеюсь, что где-нибудь она разумна.
– Почему все научное сообщество ставит под сомнение то, что инопланетяне к нам прилетали?
– Потому что у нас нет никаких реальных аргументов в эту пользу. Все, что мы наблюдаем находит объяснение. И, по крайней мере, нет доказательств, что эти явления как-то связаны с внеземным разумом.
– То есть нет ни одного факта, который могли бы научно доказать?
– Нет, есть события или явления, которые не нашли научного объяснения. Но что можно говорить уверенно – это то, что нет ни одного научного аргумента, подтверждающего факт наличия иного разума во Вселенной, кроме нашего. Ничего и никого. Вселенная молчит.
– Как мотивируют конспирологические теории то, что правительства не хотят, чтобы люди знали, что «мы уже пообщались или видели инопланетян»?
– Конечно у государств полно тайн и друг от друга, и от большей части своих граждан. И, наверное, это нормально. Если что-нибудь найдут, то мотив засекречивания может быть скрыт в том, чтобы добраться до технологий и получить превосходство перед другой страной. В принципе, какая-то мотивация здесь возможна.
Но если смотреть историю науки, то мы увидим, что никто из ученых никогда не пытался ничего скрыть. Наоборот все это достаточно широко расходилось. Был пример с марсианской жизнью. В 90-е годы изучили марсианский метеорит, то есть камень, который к нам на землю упал, и внутри него нашли что-то напоминающее бактерии. Ученые ничего не скрывали, они опубликовали эту новость, президент США выступил с отдельной речью на лужайке перед Белым Домом, конечно не прямым текстом, что нашли марсиан, но подтекст был именно такой. То есть никто не пытался спрятать это.
– В Советском Союзе были исследователи НЛО. В 1974 году в Московском авиационном институте была создана первая неофициальная группа по исследованию НЛО под руководством Феликса Зигеля. Но с распадом СССР финансирование закончилось. Может быть есть какие-то результаты деятельности советских уфологов?
– Интерес военных к этой теме понятен. Если что-то летает над страной, и мы это не контролируем, наверное, нужно выяснить, что это, какими возможностями оно обладает, не является ли американским шпионом (или если мы про Америку говорим – русскими шпионами). Заинтересованность понятна и поддержка государством такой деятельности тоже логична. Но как говориться, искать – не значит найти. Ловить крокодилов в луже может каждый, но не каждый может там поймать. А деятельность подобных объединений не требует больших исследований. Ее финансирование еще не подтверждает реальную озабоченность. Если бы интересы были серьезными, этим бы занимались не в институте, задачи которого хоть и связаны с авиацией, но не связаны с гонкой за внеземными цивилизациями. Это были бы службы ПВО, истребительных войск, Ракетных войск стратегического назначения, разведки опять-таки. Тогда это бы имело более серьезный уровень.
Полное интервью смотрите в программе «Наука против»