Журналист Мэтт Тайбби опубликовал первую часть материала, в котором представлена внутренняя переписка Twitter. В публикации раскрываются подробности того, как в 2020 году соцсеть использовала внутренние инструменты для цензурирования тех или иных твитов по запросам демократов и республиканцев. Материал Тайбби репостнул новый владелец платформы Илон Маск, обещавший превратить платформу в площадку для развития свободы слова. RTVI пересказывает, о чем говорится во внутренней переписке Twitter.

Мэтт Тайбби опубликовал «Twitter Files» в своем Twitter-аккаунте в формате большого треда. При этом обычно, как отмечает New York Post, журналист публикует свои материалы на платформе Substack. Тайбби объяснил, что в первую очередь эта история опубликована в Twitter, поскольку «он должен был согласиться на определенные условия». Помимо рассказа самого журналиста, материал содержит скриншоты из внутренних документов Twitter и переписок между сотрудниками соцсети. Илон Маск также пообещал выход второй части «Twitter Files» 4 декабря.

Тайбби назвал «Twitter Files» франкенштейновским рассказом» о том, как люди создали механизм, «который вышел из-под контроля своего создателя». Журналист отмечает, что изначально Twitter задумывался как инструмент массовой коммуникации, который позволял бы пользователям Сети глобальный диалог в режиме реального времени, а также давал бы возможность «мгновенно, без барьеров» обмениваться информацией друг с другом. Но со временем, как отмечает Тайбби, компания была вынуждена добавить «барьеры».

Мэтт Тайби
John Minchillo / AP

Изначально контроль за тем, что пишут пользователи, Twitter стал осуществлять при помощи инструментов, которые были созданы для борьбы со спамом и финансовыми мошенниками. Например, в 2020 году команда Джо Байдена, который в тот период баллотировался в президенты США, отправляла запросы руководителям Twitter с просьбой фильтровать те или иные сообщения, публикуемые на платформе. В октябре того же года один из руководителей написал своему коллеге письмо, к которому были приложены ссылки на несколько твитов, и оно сопровождалось подписью: «Еще на рассмотрение от команды Байдена». Впоследствии ему пришел ответ: «Обработано».

При этом, по словам Тайбби, с такими просьбами к Twitter обращались обе партии, — как республиканская, так и демократическая, — и их запросы удовлетворялись. Но эта система, основанная «на контрактах», «не была сбалансированной», поскольку в Twitter работали в основном люди «одной политической ориентации» и, соответственно, для левых (демократов) существовало больше возможностей, чтобы пожаловаться на тот или иной твит, чем для правых политиков.

Например, в октябре 2020 года Twitter стал принимать «чрезвычайные меры», чтобы скрыть заметку New York Post о потерянном ноутбуке сына Джо Байдена Хантера. Соцсеть удаляла ссылки на статью, размещала предупреждения о том, что этот материал может быть «небезопасным» и даже блокировала его (хотя такой инструмент применялся только в случае публикации ссылок, например, на детскую порнографию).

В октябре 2020 года New York Post опубликовала электронные письма Хантера Байдена. Издание утверждало, что их нашли на жестком диске ноутбука, который сын политика забыл в ремонтной мастерской Делавэра в апреле 2019 года. Согласно заметке, Хантер Байден познакомил своего отца (тогда он был вице-президентом США) с топ-менеджером украинской нефтегазовой компании Burisma Вадимом Пожарским. Как пишет New York Post, в середине 2010-х Джо Байден оказал давление на властей Украины, чтобы те вмешались в расследование деятельности компании и уволили Виктора Шокина с должности украинского генпрокурора (он вел расследование против Burisma, в правление которой входил Хантер Байден).

Кроме того, как следует из «Twitter Files», аккаунт пресс-секретаря Белого дома Кейтли Макиани был заблокирован за распространение материала о ноутбуке Хантера Байдена. Когда республиканцы стали писать в Twitter, чтобы компания объяснила блокировку, представители соцсети ответила, что Макиани нарушила правила в отношение «взломанных материалов».

Carolyn Kaster / AP

Как сообщили несколько источников Тайбби, летом 2020 года они слышали о неких предупреждениях спецслужб о том, что «из-за рубежа» могут организовываться взломы. Но Тайбби подчеркивает, что ему не удалось найти никаких доказательств того, что материал о Хантере Байдене связан с каким-либо правительством.

«Взлом был оправданием, но через несколько часов они [представители Twitter] поняли [,что в это никто не поверит]. Но ни у кого не было смелости изменить это», — рассказал Тайбби один из бывших сотрудников Twitter. «К тому моменту все знали [, что это провал]», — отметил источник.

В октябре 2020 года официальный представитель службы связи Twitter Трентон Кеннеди написал в одной из внутренних переписок: «Я изо всех сил пытаюсь понять <…> на каком основании мы должны помечать это [материал о ноутбуке Хантера Байдена] как небезопасный».

Из документов также следует, что решение о блокировке аккаунта Макиани было принято в Twitter на самом высоком уровне, хотя и без ведома Джека Дорси, занимавшего тогда пост гендиректора соцсети. По словам Тайбби, Дорси зачастую не знал, как много делается в соцсети «без его ведома», но время от времени пытался подвергнуть сомнению некоторые операции по фильтрации того или иного контента.