Житель Кемерово Владислав Канюс, приговоренный к 17 годам колонии строгого режима за жестокое убийство студентки Веры Пехтелевой, был помилован указом президента Владимира Путина, сообщила правозащитница Алена Попова* со ссылкой на прокуратуру. Мать девушки Оксана Пехтелева рассказала RTVI, как относится к такому решению и планирует ли добиваться пересмотра дела Канюса.

Убийство Веры Пехтелевой произошло в ночь на 14 января 2020 года. После расставания со своим молодым человеком Владиславом Канюсом она приехала к нему, чтобы забрать вещи. Канюс на протяжении нескольких часов избивал ее и душил проводом от утюга. На теле Веры Пехтелевой было обнаружено 111 травм. Соседи неоднократно звонили в полицию из-за криков в квартире, но на вызов никто не приехал. Суд приговорил Канюса к 17 годам строгого режима. В июне этого года дядя Пехтелевой Владимир рассказал RTVI, что Канюс мог отбыть в зону военной операции на Украине. Пятеро полицейских получили условные сроки по делу о халатности.

«Сумбур в мыслях. В душе вообще непонятно, что творится. Комментировать [указ президента] не хочу. Даже не из этических побуждений. В этой жизни уже все самое страшное случилось, всего отбоялась. Дело не в этом. Просто, понимаете, есть такие вещи, страшные, которые даже комментировать противно. С моей стороны это [вызывает] колоссальнейший протест», — сказала Оксана Пехтелева.

По ее словам, государственные ведомства сначала не хотели давать ответ на вопрос, где находится Канюс:

«Сначала Минобороны Российской Федерации в лице кадрового работника нам написал, что он не числится в рядах Вооруженных сил России. Спустя где-то месяц мы узнали, что он дал свое письменное согласие на то, чтобы принять участие в СВО. И сейчас мы получили документ, где черным по белому написано, что он ещё и освобожден от уголовной ответственности».

Она также призналась, что не знает, куда можно обратиться за помощью в сложившейся ситуации.

«Куда ещё можно пожаловаться, если президенту абсолютно все равно? Я понимаю, конечно, что это президентский аппарат, что таких людей очень много, кто — читая, не читая, вникая, не вникая — пишет все эти вердикты и определяет: “казнить нельзя, миловать”. Куда жаловаться? В суд на президента подавать? На наши российские законы?» — сказала Оксана Пехтелева.

Мать убитой девушки добавила, что видит два возможных варианта действий — «либо уповать на господа бога», либо поднимать общественный резонанс, объединившись с матерями других жестоко убитых девушек, чьи убийцы отправились на СВО или уже вернулись с фронта.

«Пока нас не слышат. Не хотят слышать. Практически все доходили до Верховного суда, как и мы. Естественно, всем отказывали. Осужденные убийцы после начала военных действий почему-то все писали своё письменное соглашение, просьбу отправиться на СВО. Всех освобождали и отпускали в путь — пожалуйста, идите», — поделилась она.

Оксана Пехтелева также подчеркнула, что заключенных, совершивших особо опасные преступления, «нельзя пускать в общество, тем более давать этим людям в руки оружие»:

«Такая позиция со стороны нашего государства и Министерства обороны ведёт, к сожалению, к большим бедам и большим проблемам для нашей страны. Почему этого не могут понять люди? Понимаете, это деньги. Война — это всегда деньги. Это политические игры. И мы, к сожалению, просто попали в эту политическую игру».

Она также выразила уверенность в том, что политикам не нужно показательное дело, в рамках которого таких людей, как убийца ее дочери, смогут вернуть в места заключения.

«Оно не нужно, поэтому всеми правдами и неправдами они его будут скрывать, он никогда не попадёт на зону. И, к сожалению, нам приходится это пережевывать. Представьте, в каком я состоянии нахожусь. Выплёвывать это все и с высоко поднятой головой идти дальше. Я не усну, если я не убежусь в том, что ублюдок, насильник и убийца не получил своего наказания», — заявила она.

Говоря о том, смогут ли сотрудники правоохранительных органов обеспечить безопасность ее семьи, если Канюс решит им отомстить, Оксана Пехтелева выразила скепсис относительно возможностей полиции.

«У полиции таких полномочий нет, однозначно. Как нам объяснили далеко не последние лица, работающие в правоохранительных органах, никто не будет бодаться с минобороны. Тем более в сегодняшней ситуации. Совершенно никто не будет этим заниматься», — пояснила она.

По ее словам, Канюс не будет предпринимать каких-то открытых действий, направленных против их семьи, однако может действовать «исподтишка».

«Что у него в голове — бессмысленно предполагать. Гадать на кофейной гуще я тоже не люблю. Все может быть. Мне уже супруг предлагал — говорит, давай я тебе куплю балончик газовый, электрошокер, чтобы какая-то защита была. Я отвечаю, что не успею его даже достать, если он захочет исподтишка отомстить», — отметила она.

* внесена Минюстом в реестр иноагентов