Минфин не рассматривает послабления для нефтяных компаний, а для металлургов вероятно снижение налоговой нагрузки уже летом. Об этом сообщил RTVI статс-секретарь — заместитель министра финансов Алексей Сазанов на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 16 июня.
«Мы не рассматриваем сейчас никаких послаблений [для нефтяников]. Нефтедобыча и нефтепереработка сейчас доходна и какие-то новые льготы там не требуются», — сообщил замминистра.
США запретили импорт российской нефти в марте. В июне частичное эмбарго на морские поставки ввел и Евросоюз. На фоне санкций Россия в мае стала вторым крупнейшим экспортером нефти в Индию, сообщал Reuters. На первом месте Ирак, а Саудовская Аравия сместилась на третье.
Экспортная пошлина на нефть в России с июля вырастет на $10,4, с $44,8 до $55,2 за тонну. Средняя цена российской нефти Urals с 15 мая по 14 июня составила $87,491 за баррель.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в разговоре с RTVI выступил за снижение налогов для нефтяников. «У них растут косты (расходы — прим. RTVI) в связи с резким сокращением экспорта. Внутренний рынок не способен поглотить [добываемый в России] объем нефти, металла и так далее. И компании этих отраслей, которые сохраняют [сотрудников], вынуждены и увеличивать себестоимость [производства]. Если они не повышают цены, то как минимум прибыль у них автоматически сокращается. Чтобы это не обрушило компании, надо действительно налоги снижать. Это лучшая форма поддержки вместо субсидий», — пояснил Шохин.
Металлургам помогут
Для металлургических компаний Минфин готовит корректировку налогового режима. Помощь необходима из-за сужении рынков сбыта, укрепления рубля и роста себестоимости продукции из-за удорожания транспортных расходов, отметил Сазанов.
Ассоциация «Русская сталь» (лобби компаний черной металлургии) просила отменить акциз на жидкую сталь. Но прорабатывается лишь корректировка формулы расчета акциза. Сейчас ставка 2,7% от экспортной цены сляба, если та выше $300 за т. Минфин оценит финансовые показатели металлургов за май-июнь и далее примет решение о том, «чтобы формула акциза учитывала сегодняшние реалии и конъюнктуру рынка стали», пояснил Сазанов.
«Снижение налоговых ставок [для металлургов] мы не рассматриваем», — подчеркнул замминистра.
В мае 2021 года первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что из-за высокого спроса на металл после отмены коронавирусных ограничений металлурги резко нарастили доходы и «нахлобучили» государство. Госконтракты подорожали порядка на 100 млрд руб, сообщал вице-премьер РБК.
Для изъятия сверхдоходов у металлургов с 2022 года правительство ввело акциз на жидкую сталь и повысило налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — налог привязали к котировкам сырья на мировых рынках. За счет этого в 2022—2024 годах правительство планировало изъять более 500 млрд руб. сверхдоходов.
В марте 2022 года ЕС запретил импорт из России стального проката, арматуры, сварных и бесшовных труб, а также продукции из олова. За 2021 год Россия, по данным ФТС, экспортировала только стального проката на $7,36 млрд, превысив аналогичный показатель 2020 года вдвое.
Конъюнктура рынка «радикально изменилась» и следует оперативно отказаться от прежних решений, не дожидаясь нового налогового цикла (2023 года), заявил RTVI Шохин. «Акциз на жидкую сталь ввели, чтобы закрыть дырку в налоговой базе бюджета. Сам по себе он не имеет ни методологического, ни исторического, ни какого-либо другого обоснования», — подчеркнул глава РСПП.