Хотя часть госконтрактов пропала из публичного доступа, они остались под контролем регуляторов, заверил в беседе с RTVI замминистра финансов России, куратор госзакупок Алексей Лавров.

«Санкционные» госкомпании с 7 марта не раскрывают тендеры в единой информационной системе госзакупок, но информация доступна регуляторам. «Информация не исчезла. Она остается для проверки контролерами и регуляторами», — отметил Лавров 18 июня на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Если кто-то из общественных организаций или журналистов захочет получить специальный доступ и разобраться, напишите запрос в органы, чтобы вам предоставили эту информацию», — ответил Лавров на вопрос RTVI о том, что изъятие конкурсов из публичного доступа может помешать расследованиям коррупции.

«Волна вторичных санкций нам совершенно не нужна, и только из этих соображений сделана непубличность, — пояснил замминистра. — Если информация будет висеть на общем обозрении, мы поставим под угрозу поставщиков санкционных компаний — тем уже ничто не страшно, а их партнеры под огромным риском».

Постановление правительства распространяется также на банки, если их бенефициары под санкциями. Поправки в 223-й Федеральный закон (о закупках госкомпаний) внес Минфин.

С 2022 года Росгвардия и Федеральная служба охраны (ФСО) проводят тендеры закрытым способом. С 1 июля 2018 года закрыты все закупки Минобороны, ФСБ, Службы внешней разведки (СВР).

Минфин против преференций при госзакупках для бизнеса с большими налогами

Минфин считает, что общее для всех регулирование и так обеспечивает преференции добросовестным поставщикам, отметил Алексей Лавров. В апреле президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о формировании рейтинга добросовестных налогоплательщиков для представления преференций при закупках.

Создать «систему лояльности» для компаний, которые много платят в бюджет, просило бизнес-объединение «Деловая Россия» на встрече с президентом. Путин ответил, что «уплата налогов — конституционная обязанность»: «У нас „не убий“, „не укради“ и так далее, и за все поощрять?» И все же он поручил подумать, как поощрять законопослушных налогоплательщиков.

Рейтинг потенциально создаст риски для коррупции, предупреждали юристы. Справедливый рейтинг по уровню налоговой нагрузки (соотношению налогов к выручке) невозможен, так как рентабельность компаний даже в одной отрасли разная, отмечают эксперты.

«Любая информация должна быть юридически подтвержденной», — отметил замминистра финансов. — Звучат разные предложения, как использовать аналитику. Этим нужно заниматься, но на практике до этого пока далеко».
По мнению Минфина, надо облегчать доступ к закупкам всем участникам, независимо от того, сколько они платят в бюджет. Нужно унифицировать и удешевлять банковские гарантии, отсекать недобросовестных претендентов, вводя универсальную предквалификацию (отсев неопытных поставщиков от крупных и значимых тендеров), не допускать профессиональных жалобщиков, которые срывают торги потоком жалоб, не завышать стоимостные критерии оценки и устанавливать дополнительные требования к участникам торгов. «Тогда вся система сама по себе будет создавать благоприятные условия для добросовестных поставщиков, накапливающих позитивный опыт. Что-то дополнительное требует очень серьезного отдельного обсуждения», — заключил Алексей Лавров.