Минобороны Эстонии готовит законопроект, который разрешит военному командованию заниматься тренировками партизан в случае захвата территорий республики, пишет местное издание ERR. Для эффективности работы подпольщиков ведомство просит разрешить ему организовывать агентурные сети из жителей страны.
Документ, в частности, вводит правила организации партизанской (подпольной) деятельности с привлечением местного населения. Вице-канцлер эстонского Минобороны Маргит Гросс сообщила ERR, что для эффективной борьбы против возможных оккупантов нужно готовиться к этому уже в мирное время.
Она отметила, что действующее законодательство не предусматривает предоставление министерству полномочий для подготовки партизан с «использованием подставных лиц». В частности, продолжила Гросс, Минобороны может организовывать повстанцев, но не имеет права создавать инфраструктуру для них.
«[Подставные] лица используются Силами обороны для осуществления действий так, чтобы не было известно, что это задание дает или действие осуществляет эстонское государство или, в узком смысле, Силы обороны», — пояснила представитель военного ведомства.
Подставные лица — это люди, которых можно будет использовать для выявления граждан для последующей тайной вербовки, говорится в пояснительной записке, и создания тайников для хранения оружия и припасов повстанцев, отмечает ERR.
При этом оговаривается, что число тайно привлеченных лиц не должно превышать 0,1% процента населения Эстонии. В Минобороны не уточнили, что должна представлять из себя такая поддерживающая инфраструктура, сославшись на гостайну. Законопроект планируется представить на утверждение правительству в сентябре. Минобороны рассчитывает на его принятие парламентом уже в 2022 году.
Научный сотрудник Международного центра оборонных исследований Иво Юурвеэ пояснил ERR, что предложение, с которым выступило военное руководство страны, обычно означало наличие на оккупированной территории граждан, которые были заранее обучены и натренированы, добавил эксперт.
«Что самое важное — они уже будут знать друг друга. Это означает, что во время оккупации им [военным] не придется, образно говоря, искать единомышленников где-нибудь на рынке», — уточнил он.
Юурвеэ добавил, что вооруженное сопротивление подразумевает наличие тайников для оружия и конспиративных квартир. Он сказал, что можно провести параллель с эстонскими «лесными братьями» (антикоммунистическое партизанское движение в Эстонии в 40-50 годах XX века), но последние действовали стихийно, а не готовились заранее, из-за чего спецслужбам СССР было легче внедряться в их ряды.