В Госдуме прокомментировали RTVI заявление Минюста о том, что возможность вернуть смертную казнь в России «фактически исключена». Депутат от ЛДПР — партии, которая много лет последовательно призывала снова назначать казнь некоторым категориям преступников, — оказался единственным из опрошенных, кто не видит в этом насущной необходимости.

Замминистра юстиции Андрей Логинов заявил 13 ноября, что в России «фактически исключена» отмена моратория на смертную казнь. Он объяснил это тем, что правовой режим неприменения казни в стране базируется на позиции Конституционного суда (КС) и потому является более строгим, чем международный. Логинов сказал об этом на презентации доклада России в Совете ООН по правам человека в Женеве.

Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду»

Я скажу так: «Никогда не говори никогда». То что презентовал представитель Минюста на берегах Женевского озера — не правовая позиция, а политическая декларация, адресованная Совету ООН по правам человека. Это очередная попытка показать Западу какие мы цивилизованные и гуманные. Как у Грибоедова в «Горе от ума»: «А что скажет княгиня Марья Алексеевна!?». Вот и продолжаем говорить «княгине» то, что она хочет слышать.

Что касается определения Конституционного суда от 2009 года, оно непосредственно ссылается на требования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, что сейчас для нас не имеет никакого значения. Если же руководствоваться не абстрактными идеями или желанием кому-то угодить, а российскими законами, нашими реалиями и мнением подавляющего большинства граждан, то мораторий на применение смертной казни должен быть пересмотрен. Во всяком случае — для террористов и убийц детей.

Это позиция нашей партии, которая также предлагает, как избежать ошибок при вынесении приговоров за подобные преступления. Такой механизм необходим, однако мы не имеем права гарантировать мерзавцам, что они избегут высшей меры наказания за самые чудовищные преступления.

Александр Ющенко, депутат от фракции КПРФ

Нашу позицию давно высказал председатель партии. В свое время мораторий на смертную казнь был озвучен при вступлении в ПАСЕ и связан с разными интеграционными процессами и взаимоотношениями с Европейским союзом. Это было сделано еще при президенте Ельцине.

Сейчас геополитическая ситуация абсолютно понятная и предельно конкретная. Европейский союз и западный мир показали свое истинное лицо. Наш лидер партии сказал, что сегодня, в нынешней ситуации, общество не готово к отмене смертной казни, потому что определенные преступления, например, против детей, заслуживают такой высшей меры. Точка зрения Логинова в Женеве — это только точка зрения Логинова, замминистра. Многие фракции, многие политические силы и в целом в обществе такие настроения не сильно поддерживают.

Как депутаты, как члены КПРФ мы часто общаемся с людьми, понимаем, о чем идет речь. Поэтому мы говорим о настроениях. Насчет того, продвигается ли работа в этом направлении [по отмене моратория на смертную казнь], у меня пока нет информации.

Андрей Свинцов, депутат от ЛДПР

В данном случае все-таки решение будет принимать президент. Конечно, ЛДПР выступала за то, что необходимо для определенных преступников, может быть, рассмотреть такую возможность [возвращения смертной казни]. Но высшая мера на сегодняшний день заменена пожизненным заключением, и в обществе нет потребности к такой высшей мере как расстрел или иная форма лишения жизни преступника.

В текущем моменте это не требуется. Нет ни в обществе потребности, нет ни какого-то дикого разгула преступности. Поэтому в какой-то обозримой перспективе, я уверен, что в России такая норма не вернется.

  • В апреле лидеры ЛДПР и «Справедливой России» Леонид Слуцкий и Сергей Миронов предложили вернуть смертную казнь. Они объяснили это тем, что «происходит на полях СВО», «враждебными действиями коллективного Запада против России», а также терактами и убийствами мирных жителей. Со своими призывами они выступили вскоре после убийства военкора Владлена Татарского в кафе в Петербурге. Часть коллег в Госдуме поддержала такие призывы, другая часть сочла аргументацию недостаточной.
  • Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что у Кремля «нет никакой позиции» по возможной отмене моратория на смертную казнь, поскольку там этот вопрос не обсуждается.
  • В конце 2022 года председатель Конституционного суда Валерий Зорькин сказал, что возвращение смертной казни возможно только через новые изменения Конституции. Он подчеркнул, что выход России из Совета Европы не влияет на мораторий.