Филиппинская комиссия по ценным бумагам (SEC) распорядилась закрыть издание Rappler, которое основала и которым руководит журналистка Мария Ресса, получившая в 2021 году Нобелевскую премию мира вместе с главредом «Новой газеты» Дмитрием Муратовым. О сути претензий властей к Rappler — в материале RTVI.

«Комиссия по ценным бумагам (SEC) подтверждает издание приказа от 28 июня 22 года об отзыве сертификата о выдаче корпоративной регистрации Rappler Inc. и Rappler Holdings Corporation (RHC) в связи с нарушением конституционных и законодательных ограничений на иностранное владение средствами массовой информации», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте SEC 29 июня.

Регулятор отметил, что речь идет о его предыдущем решении от 11 января 2018 года, когда SEC признала незаконным получение изданием инвестиций от американского предпринимателя Омидьяра в форме выпуска депозитарных расписок за три года до этого. Выпуск расписок, согласно вердикту регулятора, дал принадлежащему американцу «иностранному юридическому лицу» Omidyar Network контроль над филиппинской «медиа-организацией», в частности, «обязав филиппинских акционеров Rappler получать у Omidyar Network разрешения по фундаментальным вопросам корпоративного управления».

«В соответствии с этим SEC отозвала сертификаты о корпоративной регистрации у Rappler как средства массовой информации, продавшего права контроля иностранцам, и у RHC, выступавшей в роли ее альтер-эго для единственной цели — сокрытия первой компанией конституционного нарушения», — заявил регулятор, добавив, что выпущенные депозитарные расписки были аннулированы.

SEC напомнила, что Rappler попыталась оспорить решение комиссии в Апелляционном суде, который в июле 2018 года вынес вердикт в пользу регулятора, но одновременно распорядился «провести проверки юридического эффекта» от передачи указанных депозитарных расписок Omidyar Network коллективу Rappler. В издании считали, что таким образом вопрос об иностранном капитале будет снят. Комиссия пришла к выводу, что Rappler все равно нарушает национальное законодательство, а в 2019 году свой вердикт вынес Верховный суд, вставший на сторону SEC и Апелляционного суда и объявивший дело закрытым. Впрочем, Rappler и RHC продолжили судиться с SEC и после этого — и намерены продолжать это делать дальше.

«Планы от A до Z»

Aaron Favila / AP

После опубликованного 29 июня нового распоряжения SEC старший юрист Rappler Франсис Лим заявил, что по-прежнему видит юридические возможности продолжать борьбу. Как сообщило само издание, юрист указал, что апелляция как минимум может отложить непосредственные действия по исполнению решения SEC о фактической ликвидации Rappler. Лим подчеркнул, что решение по делу издания «не окончательное», несмотря на то, что SEC заявляет обратное, опираясь на вердикты Апелляционного суда и Верховного суда. В частности, Лим пояснил, что закрытое Верховным судом дело — это производство по собственному заявлению Rappler (в ответ на заявление SEC), а не по «материнскому делу в Конституционном суде».

«Я не думаю, что резолюция Верховного суда относилась к решению Апелляционного суда от 2018 года», — пояснил он.

Юрист, некогда занимавший пост на Филиппинской фондовой бирже, пояснил, что после того вердикта компания не стала сразу апеллировать в Верховном суде, решив дождаться нового решения Апелляционного суда, «чтобы представить всё дело Верховному суду разом и избежать множественных исков». Линия защиты Rappler будет строиться на том, действительно ли выпуск депозитарных расписок нарушил конституцию.

«Есть очень большая разница между депозитарными расписками и долей в акционерном капитале. Это дискуссионное поле, и мы надеемся, что на фоне важности этого дела и его влияния на свободу прессы Верховный суд в итоге разрешит этот крайне важный вопрос», — сказал Лим.

Юрист подтвердил, что издание методично готовилось к любым вариантам развития событий, среди которых Rappler прямо упоминает и физическое препятствие работе редакции в виде «запертых офисов».

«Позвольте просто сказать, что мы сделали все, что было в наших силах, чтобы подготовиться к любым сценариям, включая самые худшие», — заявил Лим.

«У нас выработаны планы от A до Z. Наша цель — продолжать держать оборону, мы не отступимся от своих прав добровольно и не должны так делать. Без каких-либо сомнений мы продолжим работу в обычном режиме», — заверила основатель и гендиректор Rappler Мария Ресса.

«Если ты сдашь свои права, то назад уже никогда их не получишь», — подчеркнула лауреатка Нобелевской премии мира.

SEC вынесла решение о закрытии Rappler за день до окончания президентских полномочий Родриго Дутерте, которого 30 июня сменит на посту Фердинанд Маркос-младший, сын диктатора Фердинанда Маркоса-старшего и соратник самого Дутерте.

Газета Guardian отмечает, что филиппинская пресса столкнулась с серьезным давлением со стороны властей во время правления Дутерте. Только на прошлой неделе Национальная телекоммуникационная комиссия заблокировала доступ к 28 сайтам, включая СМИ правозащитной направленности Bulatlat. При этом правительство в Маниле отрицает наличие политических мотивов в преследовании Rappler, хотя многие материалы издания были критическими по отношению к Дутерте.

Guardian пишет, что в профессиональном сообществе опасаются новых преследований журналистов на Филиппинах при президенте Маркосе-младшем, причем не только из-за репутации его отца, при котором вводилось военное положение в стране и закрывались все независимые СМИ. К самому Маркосу-младшему уже есть вопросы относительно его предвыборной кампании, включая отказ от участия в кандидатских дебатах и нежелание прямо отвечать на вопросы журналистов, «воспринимаемых в качестве недружественных». Ресса отмечает, что надеется на улучшении ситуации при Маркосе-младшем, но при этом подчеркивает, что новой администрации придется приложить усилия, чтобы ей поверили.

«С учетом того, как проходила [предвыборная] кампания, с учетом того, что было в течение 36 лет [после эпохи Маркоса-старшего], я думаю, что обязанность исправлять ситуацию ляжет на новую администрацию. Я продолжаю призывать ее работать с журналистами. Мы здесь, чтобы дать лучшее будущее Филиппинам, мы вам не враги», — заявила Ресса.