В Екатеринбурге 19 августа начался суд на охранником Александром Васильевым, которого обвиняют в порче картины на выставке в «Ельцин Центре», сообщает Е1.ru. Несмотря на то, что картину уже отреставрировали, ущерб покрыла страховка, а обвиняемый страдает психическим расстройством, Третьяковская галерея, которой принадлежит полотно, настояла на уголовном преследовании.
Васильев, отвечая на вопросы судьи, повторил свои прежние показания. По его словам, он пририсовал глаза фигурам на картине Анны Лепорской по просьбе посетителей выставки. «Мальчишки и девчонки меня попросили. Я даже уже не помню, что они сказали», — рассказал Васильев, пояснив, что у него «плохо с головой после ранения».
«Поскольку ущерб возмещен страховой компанией, то никаких вредных последствий его деяниями не было причинено. Но директор галереи отказалась пойти на мировую. Якобы в силу того, что причинен некий нематериальный ущерб и вызван общественный резонанс», — рассказал адвокат охранника Алексей Бушмаков.
Защитник сообщил, что попросит суд освободить его клиента от уголовного наказания и ограничиться судебным штрафом. Гособвинитель, в свою очередь, заявил, что штрафа недостаточно, поскольку подсудимый «совершил действия, оскорбляющие общественную нравственность». Дело против Васильева было возбуждено по статье 214 УК («Вандализм»).
«Медиазона»* пишет, что у Васильева диагностировано ментальное расстройство, результаты экспертизы есть в распоряжении редакции.
Инцидент произошел в декабре прошлого года, когда 63-летний Васильев, работавший в то время в одном из ЧОП Екатеринбурга, оказался на выставке в арт-галерее «Ельцин Центра». Охранник шариковой ручкой пририсовал глаза фигурам на картине «Три фигуры» Анны Лепорской, ученицы Казимира Малевича.
В интервью, которое Васильев дал порталу Е1.ru в феврале, он рассказал, что пририсовать глаза фигурам без лиц его попросили подростки, сказавшие, что это их картина. Из этой публикации также стало известно, что мужчина пережил смерть жены и гибель единственного сына.
Полотно было застраховано на 75 млн руб. Ущерб от действий Васильева оценили в 250 тыс. руб. — в такую сумму обошлась реставрация. Поначалу полиция отказывалась заводить уголовное дело, однако Третьяковка и Минкульт настояли на этом.
Васильев — ветеран первой чеченской войны, на которой он получил ранения и контузии.
* признана в России СМИ-иноагентом