Финский производитель лифтов и эскалаторов Kone 28 июня сообщил о намерении уйти из России и продать бизнес местному руководству. В середине марта о сокращении деятельности в стране сообщила американская компания Otis, а вслед за ней и немецкая TK Elevator. Опрошенные RTVI эксперты отмечают, что сложившаяся ситуация почти никак не отразится на сегменте массового жилья, однако создаст проблемы для застройщиков, работающих с элитными и эксклюзивными проектами.

Независимый эксперт Национального лифтового союза Алексей Заточкин

Бизнесмены в меньшей степени политики, их задача делать деньги, которые, как говорится, «не пахнут». Второй момент: такой рынок, как в России, думаю, что ни один изготовитель — ни финский, ни немецкий, ни американский, не захочет терять. У нас строительство домов идет быстрыми темпами, этажность растет. Соответственно, для этого нужны скоростные лифты. А для того, чтобы выгоднее продать квартиру, лифты должны быть все-таки какие-то брендовые. Ведь это первое, что мы видим, зайдя в подъезд.

Для торговых центров это тоже важно, но для них это не настолько серьезный удар, потому что там не всегда используются скоростные лифты. Понятно, что есть уникальные лифты, как в Москва-Сити. Но аналогов таким лифтам по определенным моделям не то, что в России, даже в мире нет.

Пока мы видим лишь тенденцию, что никто [из лифтовых компаний] полностью не готов прощаться с российским рынком. Немецкая компания Thyssen Krupp сменила название и осталась на рынке. Американская компания Otis тоже не спешит заявлять о полном уходе с нашего рынка. То есть они были и остаются. Да, они заявляют, что поставки нового оборудования сейчас прекращены. Старый контракт закрывается, нового не будет. Но запчасти, сервис — это все остается.

Это мировые лидеры производства. Как их заменить? Чем заменить Gelendwagen, Lamborghini и так далее? Это тоже люксовые модели. И аналога им в России пока нет, если мы говорим о совокупности факторов: скорости, грузоподъемности, технологичности, комфорте.

Но я думаю, что для наших производителей эта ситуация как раз послужит неким толчком для развития, чтобы пересмотреть свою политику и модернизировать производство в сторону люксовых моделей. Ведь как говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Можно, конечно, обратить внимание и на Китай. Есть и Корея, пока она вроде тоже с нами не поссорилась особо. Но что будет завтра? Мы должны в первую очередь о своем производителе думать. У нас есть свое производство, людей и мозгов хватает. Не нужно смотреть на Запад и Восток, нужно модернизировать свое производство.

Кроме того, к китайским моделям, хотя среди них есть хорошие экземпляры, все равно у нашего человека есть некое недоверие. Но есть другой момент — Китай не изготавливает лифты сроком службы на 20 лет, обычно это девять-десять, иногда 15 лет.

И тут, к сожалению, может возникнуть проблема: может случиться так, что через 10-15 лет в Китае уже не будет этого завода, либо эта линейка моделей уже не будет изготавливаться. При этом нам будут нужны запчасти, комплектующие, сервис, в конце концов.

В России доля иностранного бизнеса в сфере продажи лифтов занимает не более 30%. Остальное — это в основном Россия и Беларусь. Если говорить о сегменте многоквартирных домов, то предпочтение обычно отдается нашим изготовителям. Добросовестный застройщик понимает, что если эти лифты будут эксплуатироваться 25 лет, то тогда, конечно, он не пойдет ни в какой Китай и так далее, а закажет в России.

Директор департамента управления строительными проектами Nikoliers Игорь Темнышев

В целом, если смотреть на мировой рынок, известно понятие «большой лифтовой четверки»: Otis, Kone, ThyssenKrupp и Kleemann. Первые два бренда прижились в российском сегменте торговой и жилой недвижимости класса B+ и выше. Otis и Kone достаточно давно на российском рынке, они вкладывались в производство и имели мощности на территории России, несмотря на заявление Otis о том, что объем в России всего 2% от общей выручки. Интересный факт, что первый лифт Otis поставили в Зимнем дворце еще в 1893 году.

Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Порядка 70% установленных в России лифтов всех типов — отечественного производства, соответственно — 30% иностранного, причем, следует отметить, что из этих 30% примерно половину занимает белорусская продукция.

На Дальнем Востоке присутствие китайских производителей гораздо больше, чем в европейской части России, что логично. Дорогие иностранные лифты использовались в домах бизнес-класса, торговых и бизнес-центрах, и стоит отметить, что эти сегменты недвижимости будут страдать в большей степени в среднесрочной перспективе.

В связи с прекращением работы Otis и Kone многие застройщики переключились на бренды Steimberg, Mitsubishi, Sigma, Kleemann, но это мера больше «паническая» и краткосрочная, а не стратегическая, так как проблемы с поставками и «качели» в политическом плане не позволяют строить «в долгую» партнерские отношения с компаниями из «недружественных стран». Также были различные предложения на переориентацию импорта в сторону Китая и Турции, но китайского производителя хотят далеко не все. Всем на сегодняшний день ясно, что ставку надо делать на отечественное производство, тем более мощности и ресурсы есть.

В наследие от Советского Союза нам достались крупнейшие заводы: Карачаровский механический завод, Щербинский лифтостроительный завод и Могилёвлифтмаш. Эти производства могут покрыть до 80% спроса, но на 20% спроса для уровня бизнес-класса требуется время.

Основные отличия отечественных лифтов от Otis и Kone — это невозможность монтажа в здания выше 110 м (42 этажа), скорость 2м/с против 12 м/с, плавность хода, уровень шума и т. д.

По словам представителей отрасли, проблем в производстве лебедок или кабин не наблюдается. Произвести это могут и в России, основная проблема заключается в микроэлектронике. Чипы для лифтов в России не делают, их завозят в основном из Тайваня и Китая.

Для получения полного аналога потребуются годы в лучшем случае и господдержка, как обязательный фактор. В любом случае заказами отечественные производители точно будут обеспечены. Прогнозируемый рост цен до конца года — 70—80%, в связи с перестроениями логистических цепочек, скачками валюты, ростом цен на металл и электронику.

Дефицит высокоскоростных лифтов

В середине июня Forbes сообщал, что из-за ушедших с российского рынка зарубежных компаний в стране образовался дефицит высокоскоростных лифтов, которые устанавливают в небоскребах. Речь идет о сложных лифтах, которые необходимо проектировать под конкретное здание или в которых должна быть кастомная отделка. Как поясняли изданию участники рынка, это ценовой сегмент выше среднего и высокоскоростные лифты, их преимущественно производили Otis и Kone. Совокупная доля этих компаний на отечественном рынке составляла 20,1%.

Российские производители пока не готовы производить такие лифты, поэтому девелоперы начали поиски новых поставщиков в Китае и Турции. При этом, по словам представителей строительной отрасли, азиатские производители из-за сложностей с логистикой никогда не рассматривали поставки лифтов Россию. В связи с этим дилерская сеть у производителей из Азии в России слабо развита, и теперь приходится выстраивать торговые отношения с нуля.

Согласно отчету Комитета по аналитике и статистике Национального лифтового союза, в России вводят в эксплуатацию более 40 тыс. лифтов в год, из них 75% производится в России, еще 12,6% — в Беларуси. Однако в 75% российских лифтов входила продукция местного предприятия Otis. В 2021 году компания занимала 16% российского рынка — это второе место среди производителей лифтов после Щербинского лифтостроительного завода с долей в 20%. Kone занимала 3% российского рынка, швейцарский Schindler — 0,7%, немецкий TK Elevator — 1,1%, а греческий Kleemann — 0,4%.