Санкции против россиян не будут иметь влияния на президента Владимира Путина. Об этом в интервью Financial Times сказал бывший глава Альфа-банка Петр Авен. Накануне такое же заявление сделал основатель Альфа-банка Михаил Фридман.

«Очень странно оказаться под санкциями только потому, что ты встречаешься с президентом [Путиным]. Мы [бизнесмены] старались быть абсолютно вне политики. С Путиным я представлял «Альфа-групп», а не себя», — сказал он.

«Наш бизнес полностью разрушен. Все, что мы строили в течение 30 лет, полностью разрушено. И мы вынуждены как-то начать новую жизнь», — сказал Авен.

По словам бизнесмена, сейчас он находится в Лондоне и ему не хватает денег на ведение привычного образа жизни, так как все его счета заблокированы. «Смогу ли я нанять уборщицу или водителя? Я не вожу машину… может быть, моя падчерица будет водить. Мы не понимаем, как выжить», — рассказал бизнесмен. Как отмечает Financial Times, Авен во время разговора с журналистом находился в своей лондонской квартире с двухуровневой столовой.

Авен также не планирует покидать Великобританию — в случае отъезда он боится, что больше не сможет вернуться в страну (у бизнесмена есть российское и латвийское гражданства). В Лондоне он сейчас находится со своей женой и восьмилетним ребенком, отмечает Financial Times.

При этом Авен заметил, что те проблемы, с которыми он столкнулся после попадания в санкционный список, нельзя сравнить с тем, что сейчас испытывают украинцы.

«Это [введение санкций] объяснимо. Но несправедливо. Но я не жалуюсь, когда люди [на Украине] умирают», — сказал бизнесмен.

Петр Авен также планирует оспорить решение о включении его в санкционный список, но юристы сказали ему, что отменить решение о санкциях «практически невозможно».

Фридман — о жизни под санкциями

17 марта основатель Альфа-банка Михаил Фридман в интервью Bloomberg также заявил, что санкции против него и других российских бизнесменов не помогут остановить боевые действия на Украине, так как у крупного бизнеса нет рычагов влияния на Путина.

«Если представители ЕС считают, что из-за санкций я могу подойти к господину Путину и сказать ему, чтобы он прекратил военные действия, и это сработает, то, боюсь, у нас у всех очень большие проблемы. Значит, те, кто принимает эти решения, ничего не понимают в том, как устроена Россия. <…> Дистанция между Путиным и всеми остальными в силовой иерархии — как между Землей и космосом», — сказал Фридман.

Бизнесмен также отмечал, что из-за блокировки счетов у него не хватает денег на те вещи, которые ему привычны, в частности, на уборку квартиры. «Наверное, мне стоит начать самостоятельно убираться в доме. Хорошо, что, когда я был студентом, я жил в общежитии и делил комнату с четырьмя соседями. И все же после 35 лет это неожиданный опыт. Я не знаю, как жить дальше», — рассказывал Фридман.

Петр Авен и Михаил Фридман попали под санкции Великобритании после того, как Россия начала военную спецоперацию на Украине. Им запретили въезд на территорию Соединенного Королевства, а также заморозили все британские активы. Оба бизнесмена вышли из совета директоров Альфа-банка.