В ночь на 30 августа военно-гражданский аэродром в Пскове подвергся атаке дронов. По данным ТАСС, повреждения получили четыре военно-транспортных самолета Ил-76. Откуда могла произойти атака, какие беспилотники использовали ВСУ и как предотвратить аналогичные инциденты в будущем — рассказали RTVI военные эксперты.

«Официально говорят и пишут, что это украинские дроны. Хотя вызывает удивление у меня тоже, как это так? Они преодолели более 600 км по территории, которая, по идее, должна быть защищена средствами ПВО, и это не один и не два дрона, это 15 дронов. То есть не заметить их было просто невозможно. Через какие-то воздушные форточки они влетели и по каким коридорам пролетели — это вообще была очень подготовленная операция со стороны Главного управления разведки Украины», — пояснил RTVI военный эксперт Владимир Гундаров.

По его словам, мало было разведать безопасные пути полета дронов, надо было еще узнать точную расстановку самолетов на псковском военном аэродроме и попасть. Гундаров считает, что все это требует тщательнейшей подготовки и хорошего знания обстановки.

«Запустить с другой территории (Эстонии, Латвии) — это значит эту территорию присоединить к военному конфликту. Без разрешения правительства этих стран и без разрешения руководства НАТО и США никто этим заниматься не будет. Потому что, если с их территории будут запущены дроны, они автоматически становятся участниками СВО», — рассказал он.

Что касается запуска беспилотников с территории России, то, по словам военного эксперта, это исключено. «Это 15 дронов мощных, это никак не могло быть с территории России. Нет, они запущены были откуда-то из Хмельницкой области, откуда-то с северо-востока Украины. Но вот как они преодолели все рубежи противовоздушной обороны — это остается загадкой», — отметил он.

По мнению Гундарова, эти факты свидетельствует о хорошей разведке, которая была произведена с помощью спутников — Starlink, военных спутников Великобритании, США.

«Без этого невозможно было организовать такое нападение. То есть это однозначно указывает на то, что с территории Украины запуск. Противовоздушная оборона не создает сплошного поля противовоздушной защиты. ПВО у нас объектовое, прежде всего, то есть расставлено по объектам, которые защищает. Это какие-то отдельные районы, участки, рубежи с координатами для защиты конкретных целей, например, для защиты воронежской атомной электростанции, для защиты воронежского аэродрома. А вот пролететь мимо, обогнуть эти районы противовоздушной обороны, выстроив сложный маршрут полета — это как раз случай с Украиной», — пояснил эксперт.

Комментируя защищенность аэродрома, Гундаров предположил, что «никто даже не ожидал, что будет налет на псковский аэродром».

«Потому что стрелять из стрелкового оружия, из автоматов, из пулеметов по беспилотникам — ну это все равно как с помощью сачка ловить самолет», — отметил он.

Военный эксперт также подчеркнул, что проблема борьбы с дронами заключается в невозможности создать сплошное поле противовоздушной обороны.

«Тогда вся экономика страны должна работать на это ПВО. А вот обойти районы и провести террористический акт — это всегда легче, чем защититься от него. Террористический акт предотвращается на земле, если вот как ФСБ работает, имея свою агентуру, они выискивают террористов на территории России. А найти их и заранее и уничтожить на другой на территории других стран — это практически невозможно», — добавил Гундаров.

Директор Музея войск противовоздушной обороны, полковник в отставке Юрий Кнутов также исключает нанесение удара из стран Балтии.

«Дроны «Бобер» могут пролететь 850 километров по территории Украины. До Пскова 600 километров, поэтому «Бобры» вполне могли атаковать Псков. Нанесение удара из Прибалтики исключаю — это означает нападение страны НАТО на военный объект на территории России, это третья мировая война», — пояснил эксперт в разговоре с RTVI.

Кнутов отметил, что разведка Украины постоянно работает — «как внутри нашей страны завербованные люди, так и со спутников».

«Они со спутников получают информацию, а потом уже подключают диверсантов и так далее. И в результате есть возможность прорыва ПВО. То есть нужно усиливать ПВО по данному объекту», — добавил он.