Сделки по продаже российских активов итальянской Enel и финской Fortum были заморожены из-за указа президента России Владимира Путина, который запрещает западным предприятиям выходить из российского бизнеса без разрешения главы государства. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

5 августа Путин подписал указ, который запрещает как минимум до 31 декабря 2022 года представителям «недружественных стран» совершать сделки с акциями российских стратегических предприятий. Запрет касается сделок по покупке и продаже долей в компаниях, которые включены в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, а также в предприятиях, которые производят и поставляют тепло и электроэнергию (Enel и Fortum занимаются производством и распределением энергии). Такие сделки могут быть завершены только в том случае, если специальное разрешение даст президент России.

Согласно указу главы государства, заморозка коснулась сделки по продаже 56,43% акций Enel в «Энел Россия» ЛУКОЙЛу и фонду «Газпромбанк-Фрезия». В июне Enel заявляла, что общая стоимость продаваемого пакета составляет $135 млн, но какую долю приобрел каждый покупатель, не уточнялось.

«Энел Россия» владеет тремя ГРЭС (конденсационными электростанциями) на 5,6 ГВт и двумя ВЭС (ветряными электростанциями).

Сделка по покупке активов «Энел Россия» должна была быть закрыта в третьем квартале. Источники «Коммерсанта» отмечают, что она предусматривала также второй этап: консолидацию пакета (то есть объединение нескольких акционерных обществ в одно) «Газпромбанк-Фрезия» ЛУКОЙЛом.

Вместе с тем была заморожена сделка по продаже российских активов генкомпании «Фортум», принадлежащих финской компании Fortum (принадлежит 98,5% акций). По словам собеседников «Коммерсанта», решение о заморозке было принято в июле. К тому моменту Fortum прекратила принимать заявки от потенциальных покупателей, среди которых также были Газпромбанк, АФК «Система» и Invest AG.

Заявки собирались на продажу всех активов, которые принадлежат «Фортуму» в России: то есть семи ТЭЦ на Урале и в Западной Сибири, трех солнечных и одной ветроэлектростанции, а также доли в ТГК-1.

По словам источников «Коммерсанта» на энергетическом рынке, в том случае, если европейские компании заставят остаться в России, им придется обслуживать западное оборудование на ветроэлектростанциях и ПГУ в условиях «существенных ограничений». Кроме того, они смогут реинвестировать прибыль в строительство новых мощностей в случае готовности использовать локализованное оборудование. Однако если европейские компании откажутся от обязательств по строительству и поддержанию станций, им будут грозить существенные штрафы. При таком сценарии работы придется проводить «фактически принудительно».