В Израиле продолжаются стихийные протесты, вызванные недовольством судебной реформой, которую продвигает премьер-министр Биньямин Нетаньяху. 27 марта Нетаньяху сообщил, что планирует приостановить реализацию инициативы до лета. Сами протестующие требуют полной отмены судебной реформы, что крайней проблематично для Нетаньяху, если тот хочет остаться у власти. RTVI разбирался, что за собой повлекут протесты в Израиле и почему Нетаньяху оказался в безвыходном положении.

Что происходит в Израиле

4 января 2023 года правительство представило судебную реформу, которая вызвала широкий резонанс в израильском обществе. Инициатива предполагала расширение полномочий правительства и парламента в принятии законов и назначении судей. Согласно реформе, Верховный суд Израиля, де-факто выступающий отдельной «контролирующей» ветвью власти, лишится права окончательно блокировать законодательные акты, которые принимает Кнессет (парламент). Учитывая, что Израиль — парламентская республика, где правительство состоит из представителей правящей коалиции в Кнессете, эта реформа приведет к вседозволенности правительства в законодательной сфере. Другая часть реформы — это расширение возможностей правящей коалиции в определении состава судей Верховного суда страны, что может обернуться расширением влияния политиков на судебную сферу.

Судебная реформа позволяет правящей коалиции проводить законы, не опасаясь, что их отменит Верховный суд, констатировал в беседе с RTVI израильский адвокат, управляющий партнер «Коваленко и партнеры» Алексей Коваленко. «Это противоречит демократическим ценностям Израиля. Реформа сделает власть Нетаньяху и правительства практически абсолютной», — считает эксперт.

Сразу после представления инициативы широкой публике в январе в стране вспыхнули протесты и демонстрации, которые продолжаются по сей день. 27 марта накал протесов вышел на новый уровень из-за увольнения главы Минобороны Йова Галанта после того, как тот призвал Биньямина Нетаньяху приостановить судебную реформу. Помимо Йова Галанта, против Нетаньяху выступил и президент Израиля Ицхак Герцог. «Ради единства с народом Израиля, ради возложенной на нас ответственности я призываю вас немедленно остановить законодательный процесс», ― сказал он.

Бывший министр обороны Йова Галант попытался выступить посредником между правительством и протестующими. Он одновременно призывал Нетаньяху временно приостановить реформу и попросил демонстрантов остановить протесты хотя бы до 26 апреля, когда празднуется День независимости Израиля. По мнению Йова Галанта, разногласия в обществе, вызванные реформой, пагубно сказывались на безопасности страны и ситуации в армии. «Победа одной из сторон на улицах городов или в залах Кнессета — это безусловный проигрыш Государства Израиль. Мы должны отложить в сторону вопросы о том, кто начал и кто прав, и возглавить объединяющий и совместный национальный процесс, который укрепит Государство Израиль и сохранит мощь Армии обороны Израиля»,— заявил он.

Ohad Zwigenberg / AP

Протесты в Израиле затронули практически все группы населения и все отрасли экономики страны, и особенно остро вопрос стоял и в армии, отметил в беседе с RTVI израильский политолог Михаил Пелливерт. «Израильская армия во многом состоит и не столько срочников, сколько из резервистов, которые регулярно проходят службу. И бойкот со стороны резервистов на самом деле обрел очень большие масштабы, что не может не беспокоить военное руководство страны», — сказал эксперт. Министр обороны уже несколько дней говорил напрямую, что не сможет функционировать в такой ситуации и поэтому посчитал необходимым для себя выступить за заморозку реформы, за переговоры с оппозицией, объяснил эксперт.

Зачем властям судебная реформа

Представители правых и консервативных политических направлений в Израиле давно считают, что юридическая система и Верховный суд находятся под властью левого, более либерального истеблишмента. Такой расклад политических сил не устраивает консерваторов, считает политолог Михаил Пелливерт. Политики хотят влиять на процесс назначения судей, что и обещал Нетаньяху партнерам по коалиции в парламенте, рассказывает политолог. «С самого начала эта реформа включала несколько десятков мини-реформ, которые касались не только назначения судей или отмены законов, но и деятельности юридических советников, министерств, возможностей политиков назначать своих приближенных на различные государственные в госкомпаниях, — объясняет Пелливерт. — Из-за этого коалиция до последнего отказывалась смягчать реформы». И хотя правящая коалиция постепенно идет на уступки под давлением народных протестов, демонстрантам таких уступок кажется мало, добавил политолог.

Другой аспект, волнующий политиков, — желание назначать «своих людей» в Комиссию по назначению судей. «Сегодня в этой комиссии у политиков нет решающего слова. То есть у них есть возможность заблокировать назначение, но при этом нет возможности назначить человека, в котором они заинтересованы. И Нетаньяху, и его партнеры по коалиции — ультраправые и религиозные партии — хотят это изменить», — считает Пелливерт.

Наконец, у Нетаньяху могут быть личные мотивы для проведения судебных реформ. С мая 2020 года ведутся слушания судебного процесса, связанного с уголовными расследованиями против израильского премьера. Расследования в отношении Нетаньяху могу привести к предъявлению ему обвинений в получении взятки (статья 290 УК) и мошенничестве и обмане общественного доверия (статья 284 УК).

Нетаньяху пытается скорректировать работу судебной системы, которая сама же выдвигает против него обвинения, а это приводит к конфликту интересов, отметил израильский адвокат Алексей Коваленко. «Верховный суд может признать Нетаньяху недееспособным, то есть признать, что у него есть конфликт интересов. Такое признание будет означать, что премьер-министр Нетаньяху не имеет права исполнять свои профессиональные обязанности и быть премьер-министром, — отметил адвокат. — Нетаньяху хочет провести закон, чтобы Верховный суд не смог заставить Нетаньяху покинуть свой премьерский пост».

Что будет дальше

Еще неделю назад премьер-министр Биньямин Нетаньяху имел шансы разрядить политическую обстановку в стране, но сейчас это сделать сложнее, считает политолог Михаил Пелливерт. Премьер-министр мог обратиться к нации, заявить о заморозке реформы, чего для протестующих было бы достаточно, продолжает эксперт. «Но сейчас ситуация зашла уже слишком далеко — и со стороны митингующих, так и со стороны коалиции Нетаньяху в парламенте. Оппозиция и митингующие требуют полного отказа от проведения реформы, дело идет к отставке правительства», — сказал Пелливерт.

В то же время внутри коалиции премьера есть ультраправые партии, которые не готовы к переговорам и выступают за продолжение реформ — например, движение «Оцма Йехудит», занимающее шесть мест в Кнессете. В случае смягчения позиции Нетаньяху по вопросу судебной реформы, эти партии могут выйти из коалиции, что приведет к потере большинства в парламенте, учитывая, что сейчас коалиция контролирует 64 кресел из 120, допускает Пелливерт. Кроме того, до конца 29 мая правительство должно принять бюджет на следующий год, для чего необходима полная консолидация партий, входящих в коалицию Нетаньяху. В случае, если бюджет не будет принят до конца мая из-за противоречий среди сторонников премьера, правительство будет отправлено в отставку автоматически, добавил политолог.

Вечером 27 марта правое движение «Оцма Йехудит» сообщило, что обсуждение судебной реформы отложили до лета 2023 года. К этому решению пришли премьер-министр Биньямин Нетаньяху и лидер движения «Оцма Йехудит» Итамар Бен-Гвир. В качестве уступки от Нетаньяху Итамар Бен-Гвир, занимающий пост министра национальной безопасности Израиля, сможет создать «национальную гвардию» в подчинении у министерства национальной безопасности. Впрочем, это не удовлетворяет требования протестующих о полном отказе от судебной реформы.

Помимо споров внутри коалиции и напора со стороны оппозиции, Нетаньяху сталкивается и с недоверием со стороны своих однопартийцев из «Ликуда», отметил адвокат Алексей Коваленко. Несмотря на желание Нетаньяху провести реформу, некоторые депутаты Кнессета от партии «Ликуд» заявляют, что инициативу следует приостановить, так как страной становится невозможно управлять. Против судебной реформы выступают военные, службы безопасности, финансовый и юридический сектор. «Даже адвокат премьер-министра, который защищает интересы Нетаньяху в судебном процессе [который ведется против него из-за коррупции], заявил, что не будет защищать интересы Нетаньяху в рамках уголовного процесса, если он не приостановит реформу», — объяснил Коваленко. Нетаньяху хочет объявить о приостановке инициативы, чтобы «народ на время успокоился, после чего можно будет вернуться к проведению этой реформы».

Но даже временное приостановление реформы не остановит протесты, считает Коваленко. «На данный момент в стране перекрывают трассы, рейсы из аэропорта Бен-Гурион уже не вылетают. К демонстрациям присоединяются университеты и профсоюз. А если к митингам подключится и профсоюз, то все организации с профсоюзами — в том числе и государственные служащие — просто не будут работать. Протесты будут продолжаться до тех пор, пока судебная реформа не будет полностью отменена, а не приостановлена на неопределенный период времени», — сказал эксперт.

Ohad Zwigenberg / AP

Хороших вариантов, судя по всему, для Нетаньяху не остается. Отмена реформы, вероятно, приведет к развалу коалиции, приостановление реформы уже не устраивает протестующих и оппозицию, а дальнейшее продвижение судебной инициативы прямо сейчас чревато подогревом протестов. «Нетаньяху находится между молотом и наковальней», — считает Михаил Пелливерт. Правая коалиция последние годы утверждала, что весь корень зла заточен именно в судебной системе, что это первое, что они будут менять, говорит он. Если правительство откажется от судебной реформы, то это, конечно же, будет разочарованием для большинства сил на правом политическом фланге, считает политолог.

Впрочем, по мнению Пелливерта, в безвыходной ситуации оказалась и оппозиция. Протест против судебной реформы носит стихийный характер, в его главе нет политической силы или руководства со стороны какой-либо из оппозиционных партий. Таким образом, если оппозиция пойдет на переговоры с Нетаньяху, она может потерять поддержку и симпатии митингующих, объяснил политолог. «Вполне возможно, что единственная возможность выпустить пар, заново получить легитимность в глазах народа и сохранить за собой позиции в парламенте для обеих стороны — это новые выборы», — подытожил эксперт.