Президентская библиотека 42-го президента США Билла Клинтона рассекретила письмо, отправленное ему весной 1994 года 37-м американским лидером Ричардом Никсоном. В нем политик, в частности, заявил о «взрывоопасной» ситуации на Украине. Копию письма опубликовала газета The Wall Street Journal (WSJ).
Как отмечает WSJ, Никсон в 1994 году совершил двухнедельную поездку, посетив Россию и Украину, по итогам которой 21 марта того же года написал письмо Клинтону.
Описывая «взрывоопасную» ситуацию на Украине, Никсон допустил, что, «если этому позволить выйти из-под контроля, то Босния покажется нам утренником в детском саду» (речь идет о межэтническом вооруженном конфликте в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 годах. — Прим. RTVI).
Кроме того, Никсон выражал опасения из-за того, что в тот период рейтинги одобрения Леонида Кравчука, занимавшего пост украинского президента, были намного ниже, чем у тогдашнего российского лидера Бориса Ельцина. Также политик отмечал медлительность украинцев в приватизации. По его оценке, на Украине она затронула только 2—5% экономики, тогда как в России — около 40%.
В то же время Никсон указывал на необходимость укрепления дипломатического представительства Вашингтона в Киеве, ссылаясь на заявления американских бизнесменов, называвших присутствие США на Украине «жалким» и «никудышным».
«Вам будет настоятельно предложено распределить имеющиеся средства на оказание помощи по всему бывшему Советскому Союзу. Это было бы ошибкой. Объем ваших средств очень ограничен. Все остальные страны ближнего зарубежья важны. Но Украина относится к другой категории: она незаменима», — писал экс-президент США.
Среди прочего, по словам Никсона, Кравчук в разговорах с ним предрекал потерю власти Ельциным.
«Я спросил его: «Как? Путем государственного переворота или выборов?» Он сказал: «Ни то, ни другое. Российские влиятельные лица окружат его и возведут на церемониальный пост, как тунисцы поступили с [президентом Хабибом] Бургибой»», — рассказывал он.
Никсон отмечал, что после парламентских выборов в декабре 1993 года Ельцин «стал другим человеком».
«Его запои становятся более продолжительными, а периоды депрессии — более частыми. Наибольшее беспокойство вызывает то, что он больше не может выполнять свои обязательства перед вами и другими западными лидерами во все более антиамериканской обстановке в Думе и в стране», — писал экс-президент США.
Как отмечал Никсон, Ельцин возглавляет «самое стратегически важное» для США государство. В то же время те, кто полагаются на первого российского президента, «вскоре обнаружат», что у него больше нет политических возможностей для выполнения своих обязательств, отмечалось в письме.
Никсон посоветовал Клинтону отказаться от стиля общения с Ельциным в стиле «дружбы Бориса и Билла» и обратить внимание на других российских политиков, потенциально способных возглавить Россию быстрее, чем этого могут ожидать в США.
«[Джордж] Буш[-старший] допустил ошибку, слишком долго держась за [Михаила] Горбачева из-за их близких личных отношений. Вы должны избегать повторения той же ошибки в ваших очень хороших личных отношениях с Ельциным», — предупреждал бывший американский лидер.
Что рассказывал о России и Украине сам Клинтон
В сентябре 2022 года Билл Клинтон раскрыл детали разговора с Ельциным о расширении НАТО. По его словам, первый российский президент не верил в то, что Североатлантический альянс будет наносить удары по России. «Я предлагал России не только специальное партнерство, но и перспективы членства в НАТО в дальнейшем», — сказал он.
Клинтон вспомнил, что спросил Ельцина о том, действительно ли он думает, что США могут нанести удар по России с территории военной базы в Польше. «Он ответил: «Нет, но многие в России так считают, потому что их историческая память включает Гитлера и… Наполеона»», — рассказал бывший американский лидер.
В апреле Клинтон заявил, что жалеет о своей роли в заключении в 1994 году Будапештского меморандума, согласно которому Украина отказалась от ядерного оружия. В частности, он отмечал, что украинцы не хотели отказываться от ядерного оружия, поскольку считали, что это единственная защита «от экспансионистской России».
По мнению Клинтона, Россия не начала бы военную операцию на Украине, если бы Киев обладал средствами ядерного сдерживания.
«Я чувствую личную вину, потому что я убедил их [украинцев] согласиться отказаться от своего ядерного оружия. И никто из них не верит, что Россия провернула бы этот трюк, если бы у Украины все еще было такое оружие», — сказал Клинтон.