Санкции уничтожили основы правовой системы в мире, Европа прямо сейчас совершает «энергетическое самоубийством», а Россия является «Ноевым ковчегом мировой экономики» — такие заявления сделал глава «Роснефти» Игорь Сечин на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 18 июня. Главные тезисы — в материале RTVI.
О санкциях и подрыве основ права
«Принцип верховенства права <…> является основой любой современной конституционной демократии. Разрушение этого фундаментального принципа, применение санкций со стороны узкой группы стран, привело к уничтожению базовых основ правовой системы, сложившейся в мире по итогам Второй мировой войны: защиты права собственности и свободы ведения предпринимательской деятельности, права на судебную защиту и других фундаментальных прав».
О зеленом переходе
«На самом деле и «зеленая революция», и антипандемийные меры, и гибридная война с Россией — это, последовательно, попытки организовать смену экономико-технологического уклада в интересах действующего доминанта».
«Антироссийские санкции, по сути, покончили с «зеленым переходом». Остаточная «зеленая риторика» полностью противоречит реальной практике, направленной на поиск любой ценой любых источников углеводородов, взамен российских».
«На самом деле, «зеленый переход» больше не нужен как способ манипулирования рынком при доступности иных, более грубых и радикальных подходов. В частности, нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, — «разбой», статья 162 УК РФ».
Об угольном ренессансе
«Риторика западных стран о необходимости ускорения декарбонизации вступает в противоречие с их же практикой — на словах призывая к снижению углеродного следа, на деле они наращивают его, при этом разрушая экономики других стран».
«Растет спрос на более дешевые субституты и увеличивается доля угля в энергетическом балансе. Так, угольная генерация в Европе, уже выросшая в 2021 году на 18%, в 2022 году может вырасти еще более чем на треть».
«Налицо настоящий «угольный ренессанс», во многом подрывающий глобальные усилия по снижению углеродного следа».
Об «энергетическом самоубийстве Европы»
«Европа в результате навязанных ей антироссийских санкций окончательно утратила субъектность и шансы стать не только политическим, но и конкурентоспособным экономическим полюсом, альтернативным США».
«Совершаемое Европой энергетическое самоубийство будет иметь долгосрочные последствия. Мы уже видим снижение ее экономического потенциала, утрату конкурентоспособности и прямые потери для инвесторов. Так, во Франции фондовый индекс CAC 40 снизился на 18%, в Германии индекс DAX снизился на 19%, в Италии — на 22%. Суммарно инвесторы трех европейских стран уже потеряли порядка $1,6 трлн».
О последствиях «санкционной вакханалии»
«Если раньше деньги перетекали из одних рынков в другие, то теперь падает одновременно все (кроме углеводородов) и даже золото, традиционно используемое для резервирования. Растет доллар как последнее прибежище. Причем растет на фоне системной инфляции в США. То есть США в моменте являются основным бенефициаром кризиса за счет притока капитала и роста доллара».
«Что касается беднейших стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также развивающихся стран, не имеющих собственных доступных энергоресурсов — санкции оборачиваются для них ростом цен на топливо, энергию и продовольствие. Перспектива — голод и экономический коллапс. Это признают сами организаторы санкционной вакханалии».
О новой логике цен на нефть
«Мы уже видим движение к новой конфигурации нефтяного рынка, где формируются два контура цен: для дружественных стран — справедливая рыночная цена, а для недружественных — к цене прибавляется премия, которая будет направлена на погашение наших издержек, связанных с нарушением правил и обязательств нашими бывшими партнерами».
«Еще в 2018 году мы говорили о том, что политика санкций и ультиматумов на рынках углеводородов приведёт к появлению перманентной «санкционной премии» в цене нефти… Теперь все это стало реальностью».
«Санкции уничтожают незыблемый ранее институт контрактных обязательств, саму судебно-правовую систему, финансовый, транспортный и промышленный сектора. Как следствие, социальную сферу и в итоге сам глобальный рынок.
О России как «Ноевом ковчеге»
«В этих условиях важен ответ на вопрос: где он, Ноев ковчег мировой экономики? Россия с ее энергетическим потенциалом и портфелем первоклассных проектов, таких как «Восток ойл», может обеспечить долгосрочные потребности мира в доступных энергоресурсах и, безусловно, и есть этот спасительный ковчег».
«В условиях сокращения инвестиций в развитие нефтегазового сектора «Восток ойл» является единственным проектом в мире, способным оказать стабилизирующий эффект на рынки углеводородов, при этом обладая высочайшими показателями эффективности и живучести. Проект живет и развивается в плановом режиме, преодолеваются неизбежные трудности, но у нас имеется полная уверенность, что все задачи будут выполнены. Надо сделать это до потопа. Будем рады видеть наших друзей в составе участников проекта строительства Ноева ковчега мировой экономики».