В эфире RTVI Марианна Минскер и психолог Екатерина Мурашова поговорили о том, как родительская тревожность влияет на детей и подростков
Когда тревожиться за детей — это нормально, а когда — нет?
Тревогу за потомство человек унаследовал от животных. Животное, которое не тревожится за свой выводок, скорее всего его потеряет. Тревога нормальна до тех пор, пока она никому не мешает. Надо слышать самого ребенка, что он говорит. Не прислушиваясь к сигналам детей, родители формируют человека, который себя не чувствует. Это чревато тем, что они не очень понимают, что с ними происходит. Такие люли привыкают к тому, что за них отвечает кто-то другой.
Какой бывает тревожность?
Тревожность может быть ситуативной. Например, когда родители гиперопекают второго ребенка, если первый погиб. На самом деле, родитель не должен проецировать свою тревожность, он должен ее прожить. Поколенческая тревожность – ее могут испытывать, например, люди, воспитанные родителями пережившими блокаду Ленинграда. А современные родители живут в мире, где они не знают, что будет с их детьми завтра.
Во что это выливается?
Из-за этого родители тревожатся и пытаются дать детям все. Для это ребенка это очень напряжно. Но главное, это абсолютно бесполезно. Потому что мозгу нужно время, чтобы усвоить уже полученную ранее информацию. Если у него этого времени нет, но его перегружают всевозможными кружками, то мозг не усваивает ничего. Результат мог бы быть таким же, как и у того, кто ничего не делал. Однако, родители делают это, чтобы успокоить свою тревогу за будущее детей, а не для того, чтобы сделать ребенку хорошо. Ребенку обязательно нужно давать время для условного лежания на диване.
А интернет – это зло?
Безусловно. Но с помощью интернета в жизни конечно можно много чего делать – сам по себе это просто инструмент, не добро и не зло. На самом деле наука не знает досконально как смартфон влияет на ребенка просто потому, что ни одно поколение еще не выросло.