Газета The New York Times (NYT) со ссылкой на нескольких американских чиновников утверждает, что высокопоставленные российские «военные лидеры» вели дискуссии, когда и как Москва может использовать тактическое ядерное оружие на Украине. По информации издания, разведданные об этом «циркулировали в правительстве США в середине октября».

Президент Владимир Путин не участвовал в этих обсуждениях, пишет NYT. Но то, что они имело место, «встревожило администрацию [Джо] Байдена», утверждает газета. Американские чиновники в разговоре с изданием отметили в то же время, что не видели свидетельств того, чтобы Россия «размещала ядерное оружие на месте или принимала другие тактические меры для подготовки к удару».

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Джон Кирби отказался комментировать «подробности отчета» об обсуждениях российских «военных лидеров». «Мы с самого начала ясно дали понять, что комментарии России о потенциальном использовании ядерного оружия вызывают глубокую озабоченность, и мы относимся к ним серьезно, — сказал он. — Мы продолжаем следить за этим, насколько это в наших силах, и мы не видим никаких признаков того, что Россия готовится к такому использованию».

Российская сторона пока никак не комментировала информацию NYT.

21 сентября во время обращения к россиянам Владимир Путин заявил, что страны Запада используют «ядерный шантаж». Он отметил, что «некоторые высокопоставленные представители ведущих государств НАТО» высказываются «о возможности и допустимости применения против России оружия массового поражения — ядерного оружия». «При угрозе территориальной целостности нашей страны, — подчеркнул российский президент, — для защиты России и нашего народа мы, безусловно, используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Это не блеф».

Путин высказывался о ядерном оружии и во время участия в заседании клуба «Валдай» 27 октября. Он подчеркнул, что «пока ядерное оружие существует, всегда существует опасность его применения». И также заявил: «Мы ведь инициативно ничего никогда не говорили по поводу возможного применения Россией ядерного оружия, а только намеками отвечали на те заявления, с которыми выступали лидеры западных стран».

26 октября российское Минобороны провело учения стратегических ядерных сил и отработала «нанесение массированного ядерного удара в ответ на ядерный удар противника». Ими руководил Путин.