В Китае выявлен случай заболевания бубонной чумой и введен четвертый уровень эпидемиологической тревоги. Роспотребназдор, в свою очередь, заверил, что в России предприняты все меры, чтобы исключить завоз чумной палочки. Насколько это заболевание опасно сегодня, что его «активизирует», и как распространяется чума — в материале RTVI.
Чума развивается при попадании в организм Yersinia pestis (чумной палочки), это зоонозная грамотрицательная бактерия (более устойчивая к антителам, чем грамположительная), открытая в конце XIX века. Она обитает в организме мелких млекопитающих и живущих на них блох.
Инкубационный период чумы варьируется от одного до семи дней. У человека чумная палочка может вызывать чуму трех видов — в зависимости от того, куда попадает:
- в лимфатическую систему — бубонную чуму;
- в легкие — легочную чуму (чумную пневмонию);
- в кровь — септическую чуму.
Бубонная чума
Возникает при укусе зараженной блохи или крысы, поражает лимфатическую систему и вызывает воспаление лимфатических узлов в паху и подмышках. Лимфоузлы распухают и образуют характерные выпуклости — их и называют бубонами. Они крайне болезненны и на поздних стадиях болезни могут вскрываться, образуя открытые гнойные раны.
Бубонная чума может осложняться легочной. В таком случае больной становится источником инфекции, способной передаваться воздушно-капельным путем.
На последней стадии болезни бубонная чума переходит в септическую и может передаваться через биологические жидкости пациента и медицинские материалы. Блоха, укусившая больного в этот период, передает Yersinia pestis напрямую другому человеку при следующем укусе. Во времена эпидемий чумы этот эффект называли «чумным побоищем», поскольку распространение болезни резко ускорялось.
Насколько опасна бубонная чума
Летальность чумы очень высока — до 100% без лечения. Впрочем, в исторических трудах о чумных эпидемиях описываются случаи, когда больные выздоравливали сами.
Лечить чуму начали лишь в конце XIX века, в том числе применяя противочумные вакцины и сыворотки.
С 1947 года, когда в лечебной практике стали активно применять антибиотик стрептомицин, смертность от бубонной чумы свелась практически к нулю. Но принципиально важно поставить диагноз и начать лечение как можно скорее — желательно в первые 24 часа после появления симптомов. ВОЗ снабжает страны Африки и Южной Америки экспресс-тестами для выявления чумной палочки в виде тест-полосок, но широко применяется и лабораторное тестирование.
Угрожает ли бубонная чума России
В Китае очаги бубонной чумы «всегда есть и будут», и «ничего необычного в этом явлении нет», но пока чумная палочка не передается между людьми, серьезной угрозы ее распространения нет. Об этом RTVI заявил микробиолог, полковник медицинской службы запаса, автор книг по истории эпидемий чумы Михаил Супотницкий.
Однако, по его словам, из-за изменения климата аналогичные природные очаги чумы могут «активизироваться» и в других регионах.
«Бубонная чума обычно возникает в пределах природных очагов. Сейчас конец лета, а это то самое время, когда просыпаются многие очаги. Не нужно устраивать всемирную панику. Серьезной ситуацией можно будет считать, когда [среди людей] начнет распространение легочная форма чумы — она передается мельчайшими капельками при чихании. Но это редчайшие случаи», — пояснил эксперт.
Супотницкий выразил уверенность в том, что «наши санитары, а также их коллеги из Китая и Монголии, прекрасно знают, что делать, потому что для них в этом (появлении чумы) ничего удивительного нет, учитывая сезон».
Об отсутствии угрозы для россиян заявил также профессор, врач-инфекционист Николай Малышев. На пресс-конференции в НСН он напомнил, что в некоторых странах чума появляется регулярно — например, в США регистрируется около десяти случаев заражения ею в год. Но для России эта угроза практически неактуальна, особенно если говорить о ее центральной части.
«В Москве заразиться чумой почти невероятно. Последний раз чума в Москву была завезена в 1994 году, это был моряк наш, заболевший в Индии», — напомнил Малышев.
Случаи чумы в России бывают лишь в южных районах — в «поясе вдоль южных границ» со странами, где существуют природные очаги заболевания, и «люди могут встречаться с зараженными животными, могут заболевать, но они прививаются». При этом каждый зафиксированный случай заболевания в России рассматривается как чрезвычайная ситуация, подчеркнул профессор.