В июле 2023 года один из самых распространенных в мире искусственных подсластителей будет объявлен «возможным канцерогеном», пишет Reuters со ссылкой на два источника. Речь идет о решении Международного агентства по изучению рака (IARC), которое предположительно поддержит и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Аспартам используется при производстве широкого ассортимента продуктов — от диетических газированных напитков до жевательной резинки. Представители IARC на совещании, состоявшемся ранее в июне, изучили собранные внешними экспертами доказательства того, что эта пищевая добавка в принципе способна провоцировать канцерогенез (возникновение злокачественных новообразований).

Решения, выносимые агентством в таких случаях, не учитывают дозу продукта с аспартамом и самого аспартама, которую человек может потреблять без угрозы развития рака. Эти рекомендации исходят от специального комитета экспертов ВОЗ по пищевым добавкам JECFA (Объединенный комитет экспертов ВОЗ и Продовольственной и сельскохозяйственной организации по пищевым добавкам) и национальных регулирующих органов.

Однако Reuters предполагает, что в случае с аспартамом, учитывая объемы его применения в пищевой промышленности, постановление IARC с высокой долей вероятности будет оспариваться производителями и их объединениями. В прошлом уже были прецеденты, когда агентство обращалось в суд, чтобы принудить игроков рынка изменить рецептуру в соответствии с новыми рекомендациями.

JECFA изучает вопрос о канцерогенности аспартама параллельно с IARC и планирует обнародовать свое решение 14 июля, одновременно с агентством. С 1981 года этот комитет заявлял, что аспартам безопасно употреблять в допустимых пределах — например, для попадания в группу риска взрослый человек весом 60 кг должен выпивать в день от 12 до 36 банок диетической газировки (в зависимости от того, сколько в ней аспартама). Это мнение на официальном уровне разделяли и национальные регулирующие органы в США и Европе.

Представитель IARC заявил, что выводы агентства и JECFA останутся конфиденциальными до июля. По его словам, готовящееся заключение IARC представляет собой «первый фундаментальный шаг к пониманию канцерогенности аспартама», а не окончательную рекомендацию по его запрету.

Тем не менее, как пишет Reuters, крупные игроки пищевой промышленности опасаются, что одновременный выход заключений двух авторитетных организаций может привести к путанице. Такие же опасения выражают национальные регулирующие органы США и Японии, заявлениями которых располагает информагентство.

«Мы просим оба органа скоординировать свои усилия по рассмотрению аспартама, чтобы избежать путаницы или беспокойства среди общественности», — пишет Нодзоми Томита из Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии в служебной записке заместителю директора ВОЗ от 27 марта.

Постановления IARC могут иметь огромное влияние, констатирует Reuters. В 2015 году комитет пришел к выводу, что глифосат «вероятно канцерогенен». Спустя годы, даже когда другие органы, такие как Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (EFSA), оспаривали это решение, производители все еще ощущали его последствия. В 2021 году немецкая компания Bayer проиграла третью апелляцию на приговоры суда США о возмещении ущерба клиентам, которые связали свои онкологические заболевания с использованием гербицидов Bayer на основе глифосата.

Решения IARC также подверглись критике за то, что «вызывали ненужную тревогу», отмечает Reuters. Так, например, агентство заявляло о канцерогенности ночной работы, мобильных телефонов и красного мяса.

Аспартам широко изучался в течение многих лет. В прошлом году обсервационное исследование, проведенное во Франции среди 100 тысяч взрослых, показало, что у людей, потребляющих большее количество искусственных подсластителей, включая аспартам, риск развития рака выше. В начале 2000-х годов специалисты Института Рамаззини в Италии установили, что аспартам провоцирует некоторые виды рака у мышей и крыс. Однако более раннее исследование не доказывало негативного влияния подсластителя на человека, а недавнее вызвало вопросы по поводу своей методологии.

Аспартам разрешен к использованию во всем мире, а крупные производители продуктов питания и напитков десятилетиями защищали свое использование этого ингредиента как оптимального заменителя сахара. Тем не менее некоторые компании реагировали на появление негативных исследований об этой пищевой добавке: так, производитель безалкогольных напитков Pepsico удалил аспартам из своей продукции в 2015 году, вернул его через год и снова удалил в 2020 году.