Музей Орсе поддержал теорию, согласно которой художник Гюстав Курбе писал картину «Происхождение мира» с французской балерины Констанс Кеньо. Об этом 25 сентября сообщили в твиттере музея.
К такому выводу пришли французские исследователи — литературовед Клод Шопп и историк Сильви Обена. Шопп нашел доказательства в переписке французских писателей Александра Дюма-сына и Жорж Санд. Он поделился открытием с Обеной, которая работала во французской национальной библиотеке.
Литературоведа заинтересовала фраза из письма Дюма к Санд от июня 1871 года: «Никто не сможет самой тонкой и изящной кистью кистью передать интервью мадемуазель Кеньо из Оперы». Шопп решил проверить оригинал письма и увидел, что в расшифровку закралась ошибка: Дюма-сын на самом деле написал не «интервью» (interview), а внутренний «интерьер» (interieur).
Il s’agirait de Constance Quéniaux, qui fut danseuse à l’Opéra et qui deviendra par la suite une personnalité de la vie parisienne. Les circonstance de cette découverte sont détaillées dans un article de l’@AFPhttps://t.co/Ek6upnIh8J
— Musée d’Orsay (@MuseeOrsay) 25 сентября 2018 г.
До этого искусствоведы считали, что для картины позировала ирландка Джоанна Хиффернан, любовница ученика Курбе. Больше того, французский художник уже изображал ее на других картинах. Например, она была на «Прекрасной ирландке» и «Спящих».
Курбе написал «Происхождение мира» в 1866 году по заказу турецкого дипломата и коллекционера эротической живописи Халила Шерифа-паши. На картине изображена обнаженная девушка с раздвинутыми ногами. Считается, что Кеньо была любовницей дипломата.
Долгое время картина была в частных коллекциях. Впервые на публику ее выставил музей Орсе, который приобрел полотно в 1995 году.