За последние несколько месяцев Федеральная прокуратура США отправила множество повесток в суд в попытке раскрыть спрятанные активы российских олигархов. Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источники.

Повестки, в частности, получили суды Нью-Йорка и Хьюстона. Таким образом, американские власти «закладывают основу» для конфискации недвижимости, денежных счетов и средств из трастовых фондов олигархов, объяснили собеседники газеты. Во многих запросах фигурируют деловые, трастовые и банковские записи, которые помогут прокурорам «прорваться через слои сложных структур собственности», предназначенных для сокрытия активов.

Запросы, с которыми обращается в суды прокуратура, направлены на то, чтобы заставить Россию уйти с Украины, пресечь источники финансирования конфликта, а также найти возможные средства для будущего восстановления инфраструктуры украинского государства, отмечает The Wall Street Journal.

В конце августа президент Украины Владимир Зеленский заявил, что для восстановления страны потребуется около $600-800 млрд. Точную сумму, по его словам, назвать сложно, поскольку боевые действия продолжаются.

Как пишет газета, чиновники американской администрации сталкиваются с большим количеством следственных и юридических сложностей при поиске российских активов, спрятанных юристами, бухгалтерами и финансистами. Бывший высокопоставленный сотрудник Минфина США Кари Стайнбауэр объяснила, что олигархи часто передают активы, которые находятся вне их прямого контроля, в трасты, членам семьи и партнерам, а также в акции, которыми владеют «слои» компаний в различных юрисдикциях.

Простое обнаружение активов может занять годы, прогнозирует Эндрю Адамс — глава оперативной группы KleptoCapture (вводит санкции против российских олигархов), которая выдает повестки в суд.

«Трудности проведения транснациональных расследований, проникновение в часто непрозрачные юрисдикции, которые заинтересованы в сокрытии [активов], или предоставление убежища для тех, кто будет скрывать незаконную деятельность, — это сложная задача», — объяснил Адамс.

Американская администрация уже обратилась в Конгресс с просьбой принять закон, который расширит полномочия для ареста имущества российских олигархов, а также определит «законный способ» для отправки конфискованных средств Украине. «У нас нет специального механизма для передачи доходов от конфискованных олигархических активов украинскому народу», — сказал автор законопроекта, член судебного комитета Сената от демократов из Род-Айленда Шелдон Уайтхаус.

При этом, несмотря на поддержку захвата активов российских олигархов как Демократической, так и Республиканской партиями, некоторые законодатели заявили, что им нужно более внимательно изучить предлагаемые меры и учесть их потенциальные юридические последствия.

«Перейти от заморозки активов к их конфискации непросто»

В то же время Минфин США выпустил серию новых правил по борьбе с отмыванием денег, которые помогут отследить эти активы. Теперь американские власти будут требовать от компаний раскрывать личность своих владельцев, а также увеличат число правил в составлении отчетности по сделкам с недвижимостью.

Однако некоторые отраслевые аналитики и бывшие американские чиновники отмечают, что таких мер может быть недостаточно: правила отчетности о собственности, которые вступят в силу только в 2024 году, не включают некоторые инвестиционные инструменты и не требуют указания конечных бенефициаров трастов.

Кроме того, по словам чиновников, действующее законодательство США предоставляет ограниченные полномочия для ареста замороженных активов. Они подчеркивают: для того, чтобы США могли изъять 300 миллиардов долларов из резервов российского Центробанка, которые были заморожены в начале российско-украинского конфликта и сейчас хранятся на зарубежных счетах, Конгресс должен принять новый закон. Кари Стайнбауэр отметила, что в отсутствие предусмотренных законом полномочий суды смогут ставить под сомнение правовые основания для ареста активов олигархов.

The Wall Street Journal также подчеркивает, что существует разница между замороженными активами и конфискованными. Так, заморозка активов блокирует их доступ к владельцу, а конфискация передает право собственности на них правительству.

«Перейти от заморозки активов к их конфискации будет непросто», — заявила помощник Минфина США Элизабет Розенберг.

Впрочем, глава брюссельского офиса Центра европейских реформ Камино Мортера-Мартинес считает, что «конфискация активов путинской элиты» — это «недостаточно доходный процесс», который вряд ли серьезно повлияет на реализацию проекта по реконструкции Украины.

  • После начала российско-украинского конфликта западные страны начали арестовывать имущество российских бизнесменов и замораживать их активы. Кроме того, в рамках санкций был заблокирован доступ к части золотовалютных резервов Центрального банка России. По словам российского министра финансов Антона Силуанова, речь может идти о $300 млрд из $640 млрд.