Следующий год станет годом активизации вторичных санкций. Россия может потерять часть поставщиков, которые сейчас помогают обходить ограничения. О такой перспективе рассказал журналистам глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, передал корреспондент RTVI.

2022 год экономика «проскочила по инерции», отметил глава РСПП. Он не ожидает волну банкротств и оценил состояние российских предприятий «как удовлетворительное, но не с температурой 36,6 °C».

«Небольшие отклонения в финансовых показателях в принципе не являются критическими для многих компаний», — отметил он.

Переукрепление рубля в середине 2022 года позволило импорту восстановиться, и теперь рубль падает «на радость экспортерам», добавил Александр Шохин.

Минэкономразвития улучшило оценку динамики российского ВВП — в январе-октябре он снизился на 1,9%, а не на 2,1%. По заявлению президента Владимира Путина, по итогам 2022 года падение экономики составит до 2,5%. Это значительно меньше двузначных значений спада, которые предрекало большинство экономистов в начале 2022 года.

У предприятий были запасы комплектующих, партнеры разорвали сотрудничество не сразу и иногда шли на компромиссы. «Многие компании, прежде чем окончательно уйти, выполняли обязательства по старым контрактам. Но продлевать эти контракты они не собирались и не будут, — подчеркнул он. — Следующий год будет более сложным, потому что придется искать альтернативы подальше, поглубже или самим формировать цепочки поставок, в том числе из отечественных производителей — а это серьезные инвестиции и время».

Глава РСПП не исключил технологические проблемы, отставание и снижение производительности. «Элемент неопределенности будет высоким», — подчеркнул он.

Кризис не будет V—образным — быстрого восстановления после спада не случится, уверен он: «Ползти будем долго, я даже не знаю, какая это будет буква».

«Нельзя сбрасывать со счетов, что 2023-й станет годом активизации санкций.

Пакеты закончатся — у европейцев не хватит фантазии придумывать, чем бы и себе не навредить, и нам хуже сделать.

А вот вторичные санкции — это то, чем они явно займутся, и будут вылавливать посредников в лице стран типа Турции, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Китая, Индии и конкретных компаний, — обрисовал перспективы Шохин. — Понятно, что до всех не добежишь, но будут показательные случаи привлечения к ответственности».

Еврокомиссия выступает за уголовную ответственность за обход антироссийских санкций — до пяти лет тюрьмы для граждан и штраф до 5% годового оборота для компаний. Страны ЕС еще должны имплементировать эти положения в национальное законодательство.

«Многие найденные нами новые поставщики в рамках “параллельного” импорта могут попасть под категорию продукции двойного назначения. Тогда многие компании в области высокотехнологичной продукции на всякий случай могут попридержать сотрудничество с нами», — добавил глава РСПП.