Психолог Михаил Лабковский и ведущий Андрей Ежов в эфире RTVI обсудили, как решиться на смену карьеры в зрелом возрасте, что делать, если сложно понять нужное направление и как воспитать ребенка, который точно будет знать, чем ему заниматься.
– Что делать, если в какой-то момент времени понимаешь, что занимаешься не своим делом?
– Во-первых, это грустно. Это разочарование. Люди вложили годы жизни в ненужное дело и теперь у них есть страх, что больше они ни на что не способны. Конечно, надо менять сферу деятельности. Надо находить себя в том, что принесет удовольствие. А с тем что не нравится – прощаться, сколько бы лет не было вложено. Потому что, если попал в яму, хотя бы перестань копать. Если ты уже понял, что это не твое, не нужно дальше это делать. Часто на консультациях бывают запросы в таком духе: «Я работаю трактористом, но хочу быть художником». То есть человек хочет не просто пересесть с трактора на бронетранспортер, а вообще что-то совсем другое.
– А если человек не умеет ничего делать, кроме того, чем занимался всю жизнь?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться откуда берутся люди с такой проблемой. Это советское наследие, когда в семье родители не спрашивали, что хочет ребенок. Дети носили то, что купят и ели то, что сварят. Из-за этого выросло поколение людей, не очень понимающих свои желания. Это первая причина: непонимание своих желаний. Могу посоветовать такое упражнение: перестаньте все делать на автомате. Вместо этого спрашивайте себя: «Чего я хочу? Омлет или яичницу? В кино или в театр? Сериал или полный метр? Футболку или рубашку?» Если начнете слышать свои желания, то вы со временем поймете и чем вам заниматься.
Реже бывает другая ситуация. Когда человек меняется внутренне в силу возраста и жизненного опыта. Вместе с этим меняются психология и ценности. Например, могут перестать интересовать деньги, и человек понимает, что не хочет гнаться за большими заработками. Чтобы заниматься своим делом, надо понимать себя, что ты за человек, что тебе интересно, в чем твои потребности. Нет никакой работы и никаких карьер, есть человек и его потребность реализовать себя.
– Имеет ли значение возраст в этом вопросе?
– При желании ты можешь и в 90 лет начать новую жизнь. Американцы любят рассказывать истории про старушек, которые в 90 лет заканчивают вуз и получают водительские права. Но, к сожалению, многие так устроены, что они в это просто не верят.
Конечно, оптимально учить детей понимать свои желания, помогать им в этом. В каком-то смысле нужно даже идти на поводу у желаний. Например, ребенку пять лет, вы идете с ним в магазин покупать ему сандалики, дайте ему шанс выбрать фасон. Обозначьте ценовой диапазон и научите его выбирать. Не спорьте с его выбором, а возьмите, что он хочет. Уважайте его желания. Тогда он научится понимать, кто он и чего он хочет. И когда придет время определяться с профессией он ни вас, ни себя не подведет.
– А классическое университетское образование вообще нужно? Если не говорить об особых специальностях типа медицинских, где без образования никак.
– Оно нужно для наемной работы. Оно не нужно для работы на себя. По статистике 60% миллионеров США не имеют вообще никакого высшего образования. Ни то, что классического, а вообще никакого. Для того, чтобы заниматься бизнесом, можно даже школу не оканчивать. Для того, чтобы работать на дядю – ты участвуешь в отборе, в дипломном отборе в частности. Поэтому важно, какое у тебя образование и как ты учился. Один из критериев возможностей человека – это его образование. Если ты идешь в инженеры, то твое образование будет конкретно рассмотрено. И где ты учился, и как ты учился. А если будет 2-3 претендента на место, то будут сравнивать дипломы. Но что такое высшее образование – это прекрасные годы, проведенные среди приятных людей в творческой атмосфере, если хороший вуз.
Полное интервью смотрите в программе «Разговор с Лабковским»