Основная волна оттока из России западных компаний пришлась на первый месяц спецоперации, но процесс далек от завершения и продолжается до сих пор. В конце мая и начале июня об отказе работать с россиянами объявили популярные у фрилансеров сервисы Canva и Pixabay, а также биржа Upwork. Подробнее о том, как пострадали российские «свободные художники», — в материале RTVI.
Исход продолжается
Доступ к банку бесплатных фотографий Pixabay из России закрыт со 2 июня. Пользователей, которые пытаются зайти на сайт с российских IP, встречает заглушка с логотипом сервиса и текстом, который попадает под статью о дискредитации вооруженных сил Российской Федерации на Украине.
Pixabay осуждает российскую спецоперацию и прямо говорит, что именно по этой причине сервис «больше не доступен в России». Вместо хранилища бесплатных картинок пользователю предлагается посетить сайт ООН и почитать новости из Украины. Впрочем, Pixabay без проблем открывается при включении VPN.
С 1 мая нет свободного доступа россиянам и на австралийский сервис для графического дизайна Canva — причины и формулировки аналогичные. Сайт компании также предлагает перейти на страницу ООН. Приложение Canva для iOS не работает, но если поменять IP на иностранный, например нидерландский, доступ к сервису получить можно.
До последнего времени сервис Canva россияне активно использовали для создания контента в соцсетях. Он ценился за удобную систему готовых шаблонов и обширную библиотеку стоковых фото и шрифтов. Впрочем, у пользователей социальных сетей сейчас и так достаточно проблем — некоторые из социальных медиа запрещены российскими властями как экстремистские, другие сами лишили пользователей из России возможностей монетизации.
Недоступен россиянам сейчас и сервис Upwork, одна из крупнейших международных бирж для фрилансеров, где самые разные специалисты искали как разовую, так и долгосрочную работу.
Upwork заявил об уходе из России и Беларуси еще 7 марта, после чего начал постепенно сворачивать деятельность. Крайний срок для закрытия всех контрактов истек 1 мая, спустя месяц пользователи жалуются, что не могут зайти в свой аккаунт, хотя корреспонденту RTVI это удалось даже без VPN.
Анонсируя уход с российского и белорусского рынка, руководство Upwork отмечало, что «полностью осознает серьезность эффекта от этого решения для сообщества Upwork в России и Беларуси». Однако единственные варианты, которые биржа предложила пользователям, — уехать за границу или дожидаться радикальных политических перемен в своих странах.
«Если и когда эти клиенты смогут переехать в регионы, где мы осуществляем деятельность, мы поддержим их в возобновлении работы на нашей платформе. Вдобавок, при изменении геополитической ситуации в России и Беларуси, мы надеемся сами возобновить там деятельность», — говорится в заявлении Upwork.
В конце мая перестал обслуживать российских клиентов и сервис вебинаров и веб-конференций Cisco Webex. При попытке зайти на страницу с российского IP пользователь получает следующее сообщение: «Cisco Webex в настоящее время недоступен в вашей стране. Приносим извинения за причиненные неудобства». Если IP не российский, доступ есть. Как рассказал агентству ТАСС представитель российского сервиса VideoMost, «отключение затронуло как прямых клиентов, так и тех, кто использовал сервис через партнеров».
Также в конце апреля новые санкции ввел сайт для разработчиков GitHub, причем не только против россиян. В частности, GitHub Enterprise Server и другие платные сервисы стали недоступны для покупки на Кубе, в Иране, Северной Корее, Сирии, России и Беларуси, а также ЛНР и ДНР. Кроме того, с середины апреля GitHub выборочно блокирует связанные с Россией аккаунты, но при этом не лишает пользователей из санкционных стран, к примеру, доступа к публичным репозиториям.
Импортозамещение нулей и единиц
Исход из России крупных мировых компаний, производящих потребительские товары, активно освещался в СМИ, но аналогичные шаги знаковых игроков из сферы IT зачастую оставались незамеченными, потому что как правило речь шла о нишевой продукции, которая интересна лишь профессионалам конкретных отраслей.
С начала марта на сайте Habr.com ведется хроника событий, в которой «информационная служба Хабра» (в лице @denis-19) фиксирует все, что осложняет жизнь пользователям различных сервисов и программных продуктов — от уходов из России до прямо противоположных случаев, когда тот или иной продукт или решение стали недоступны по инициативе российских властей.
Среди покинувших Россию или временно прекративших работу компаний — самые разные игроки из категории незаменимых или труднозаменимых: от Adobe и Corel до NetApp и NVIDIA.
На сайте Habr ведется импортозамещающий список. В него вносят альтернативы продуктам, которые стали недоступны россиянам. Документ носит название «Квест по замещению закрытых сервисов и блокированного ПО на аналоги или доступные альтернативы», последнее обновление было сделано 30 мая, то есть еще до ухода Canva и Pixabay.
Составители предлагают альтернативы как тому, что уже стало «запрещенкой», так и сервисам, которые пока доступны, но в теории могут оказаться недоступными. Выглядит это так:
- Adobe InDesign — Scribus;
- Adobe Photoshop — GIMP, Photopea, Krita, AliveColors;
- GitHub и GitLab — GitFlic;
- Grammarly — LanguageTool, ProWritingAid, Ginger;
- Microsoft Teams — Яндекс.Телемост, Видеозвонки Mail.ru, Jazz, VideoUnion;
- Slack — ТамТам, AMO, Яндекс Мессенджер;
- Upwork — TopTal, YouTeam, WorkHoppers, Credo, Kwork;
- Trello — YouGile, МТС твой бизнес, Yandex Tracker.
Приведенные выше альтернативы сервисам Adobe и Microsoft — легальные и доступные. Однако основатель биржи Freelance.ru и директор Национальной гильдии фрилансеров Кирилл Аношин в беседе с RTVI отметил, что никто не отменял и замещение «серым импортом», то есть пиратством.
«Rutracker вам заместит», — со смехом говорит эксперт, имея в виду популярный торрент-портал, который и сам, впрочем, уже шесть лет как заблокирован в России по решению суда. Хотя в марте 2022 года вице-губернатор Свердловской области Дмитрий Ионин предложил его разблокировать в ответ на западные санкции.
Работа за цифровым занавесом
Опрошенные RTVI эксперты отметили, что на фоне санкций российские фрилансеры столкнулись с проблемами, и у разных категорий «свободных работников» они отличаются. В любом случае главная трудность — это не блокировка доступа к конкретным сервисам, а ставшие практически невозможными трансграничные переводы для физлиц.
«Ситуация не критична, это раз. И она делится на разные бизнес-процессы, это два. С Upwork вообще очень просто: когда началась спецоперация, они просто прикрыли возможность вывода денег. Закрытие сегодняшнее-вчерашнее говорит только о том, что они начинают резать доступ по IP. Собственно говоря, Canva делает то же самое, и Pixabay делает то же самое. Они по фильтру на своих свитчах просто отрезают российские IP, при этом никто не мешает включить VPN и точно так же, как мы заходим в запрещенные соцсети, зайти туда. Поэтому сходить за бесплатными картинками на Pixabay можно совершенно спокойно через VPN», — рассуждает директор Национальной гильдии фрилансеров Кирилл Аношин.
«Что касается Upwork, то проблема там именно с выводом средств, и она по большому счету не решается в рамках российских карт, потому что Visa и MasterCard у нас не работают, но карты, которые эмитированы банками, скажем, Армении, они вполне себе принимаются», — добавил он.
Основатель и генеральный директор компании smartbrain.io Василий Воропаев, создавший некогда одну из первых фриланс-бирж в рунете, отмечает, что сообщество фрилансеров неоднородно, и нынешняя ситуация представляет проблему скорее для начинающих, а не для тех, кто давно на «вольных хлебах».
«Есть несколько типов удаленных программистов. Я буду говорить о программистах, но это относится ко всем удаленным работникам. Первый тип — это физические лица, которые сами где-то работают удаленно. Внутри этой категории есть условно программисты начинающего уровня, а есть профессионалы — «сеньоры» (seniors) так называемые. Начинающие программисты решили эту проблему пока в меньшем проценте, условно говоря, только до 10% уже разобрались, как получать деньги, каким образом работать с тем, что было забанено, и так далее. Если же мы говорим про вторую часть физических лиц, про «сеньоров», то там, наоборот, 90% уже решили эти проблемы», — объясняет Воропаев.
Второй тип фрилансеров — это люди, которые работают с заказчиками не напрямую, а по системе «аутстаффа». Именно такой проект сейчас развивает сам Воропаев.
«Ни фрилансерам, ни нам не надо решать никакие проблемы, потому что они у нас были решены изначально. Когда я начинал делать smartbrain.io, то 70% бизнеса изначально было вне России. То есть прежде, чем строить всю свою инфраструктуру, мы сначала решили все эти вопросы», — говорит Воропаев.
В беседе с RTVI основатель smartbrain.io также акцентирует внимание не на закрытии тех или иных сервисов для россиян, а на финансовой блокаде страны. Решение вопроса с зарубежным банковским счетом автоматически решает и вопрос с доступом к нужным инструментам и материалам, будь то программа для графического дизайна или стоковые фотографии.
«Если человек работает и решил проблему получения денег, то у него точно есть счет вне России, соответственно, он с этого счета оплачивает всё и через VPN заходит в свои аккаунты», — говорит Воропаев, также упоминая возможность открытия банковской карты, к примеру, в ближнем зарубежье.
Основатель Freelance.ru Аношин резюмировал ситуацию так: «Наши фрилансеры, работающие на западных биржах, конечно, попали и попали прилично. Но с точки зрения денег на российском рынке как таковом, это не повлияет на общую картину никак, потому что их заработки за рубежом на российском рынке не учитывались. Это потери конкретного человека, не более того. Да и не такое большое количество наших фрилансеров было в топе на международных биржах и зарабатывало там приличные деньги».