На RTVI вышло интервью посла Великобритании в России Деборы Броннерт. Его основными темами стали кризис вокруг Украины, новые санкции, перспективы двусторонних отношений, закон об иноагентах и финансирование НКО. Вот главное, о чем говорила посол.

О возможности войны России и Украины

Не думаю, что я вправе строить догадки о намерениях, замыслах и мотивах России. Но обстановка явно угрожающая. Это крупнейшая мобилизация войск и техники на европейском континенте за многие десятилетия. Возникает очень большая угроза и дестабилизация обстановки — как на Украине, так и во всем регионе. Поэтому мы хотим, чтобы Россия отвела войска и разрядила обстановку.

Как мы уже говорили, я не хочу строить догадки о том, что может произойти в течение следующих дней и недель. Но мы продолжаем четко выражать свою позицию и однозначно призываем Россию разрядить напряженность и отвести войска. Мы четко описываем последствия в случае еще одной атаки, но в то же время уделяем внимание дипломатии и диалогу. По этой причине премьер-министр [Великобритании] и президент Путин провели беседу вечером 2 февраля. По этой причине министр иностранных дел и министр обороны сейчас планируют свои визиты в Россию.

О соблюдении Украиной Минских соглашений

Мы поддерживаем Минские соглашения и считаем, что они должны быть полностью соблюдены. Минские соглашения гарантируют территориальную целостность и суверенитет Украины, и России необходимо полностью их соблюдать и исполнять. Разумеется, это же касается и Украины.

Украина активно участвует в нормандском формате. Украина в мирном ключе вовлечена в процесс диалога в рамках Минских соглашений и уважает их. Нам хотелось бы, чтобы Минские соглашения выполняли все. Но здесь важны действия всех сторон, их участие в дипломатическом процессе с целью урегулировать и разрешить конфликт. Это касается и России.

Я не думаю, что будет справедливым сказать, что это — проблема одной Украины. Речь идет о вопросе соблюдения Минских соглашений в том числе Россией. Вопрос уважения и соблюдения Минских соглашений касается всех сторон, одна из которых — Украина.

Мы хотим, чтобы все соблюдали перемирие и прекратили его нарушать. Мы хотим, чтобы все урегулировали свои разногласия и конфликты в мирном ключе.

О британском оружии для Украины и рисках попадания оружия к ультраправым

Мы помогаем Украине модернизировать свою армию. Мы работаем с украинской армией, которая существует в легитимном поле. Поставленное нами Украине оборудование — оборонительное. Это противотанковые ракеты с радиусом действия около 4 км. Мы действуем полностью в рамках закона. Мы заявляли и заявляем, что все наши действия соответствуют международным обязательствам по линии ОБСЕ.

Разумеется, у нас есть меры предосторожности, у нас есть нормативно-правовая база, касающаяся того, как и кому поставляется оружие. Но давайте еще раз подчеркнем: мы работаем с легитимной армией Украины.

О новых санкциях против российского бизнеса

Если Россия нападет на Украину снова, страны мира объединятся, чтобы дать серьезный ответ. Частью этого ответа станут экономические санкции. Как заявила министр иностранных дел, расширение нормативной базы позволит нам в случае конфликта присоединиться к ответным мерам международного сообщества. Но конечно, мы работаем над тем, чтобы этого не произошло. Мы хотим, чтобы Россия отвела войска. Тем не менее если это произойдет, мы будем следовать ранее сделанным заявлениям о серьезных последствиях.

О двусторонних отношениях Москвы и Лондона

В 2020 году исполнилось 75 лет со дня окончания Второй мировой войны, в которой Советский Союз сильно пострадал. И внес большой вклад в победу над нацизмом, сотрудничая с Великобританией и другими союзниками. Мы помним эту жертву, мы помним нашу общую историю, которая показывает, на что мы способны. К сожалению, сегодня Великобритании приходится защищать свою безопасность, мы подвергаемся нападениям со стороны сотрудников российских спецслужб.

Мы продолжим принимать меры по защите своей страны и реагировать на возникающие угрозы. В то же время, мы будем сотрудничать с Россией в рамках Совета Безопасности ООН. Мы продолжаем взаимодействовать по вопросам изменения климата.

На прошлой неделе генеральный директор Британского Совета — это наша организация, продвигающая международные культурные и образовательные связи, — посетил Москву с делегацией из 15 представителей университетов и учреждений культуры. Они подписали ряд соглашений о дальнейшем сотрудничестве.

У нас есть совместные научные проекты по COVID-19, где мы изучаем долгосрочные последствия заражения, особенно для молодежи. Есть также проекты по поиску наиболее эффективного лечения. К сожалению, COVID в последнюю пару лет привлекает чрезвычайно много внимания. Также мы рассматриваем возможности сотрудничества в сфере лесного хозяйства. В России сосредоточены 20% всех лесов мира. Россия может очень много предложить миру в борьбе с изменением климата. Мы смотрим, что здесь можно сделать вместе. Понятно, что и так уже идет активная торговая и инвестиционная деятельность; законные совместные предприятия — экономические и коммерческие — повышают благосостояние граждан и России, и Великобритании.

О финансировании НКО в России и иноагентах

У нас есть беспокойство по поводу российских законов об иностранных агентах и их применения. То же относится к ярлыку «нежелательной организации». Мы хотим, чтобы Россия, как страна-член Совета Европы, поощряла гражданское общество, поощряла связи своих граждан с зарубежными организациями и лицами. Мы считаем, что активное гражданское общество и свободные СМИ очень важны для успеха и процветания страны. Поэтому данная тема вызывает у нас тревогу. Мы хотим способствовать связям, обмену и сотрудничеству.

Российские министерства и ведомства вовлечены во многие из наших проектов и программ. Это обычный элемент деятельности посольства, и, конечно, мы делаем это в рамках правового поля. Однако в России мы делаем всё то же, что и по всему миру, что в целом делают посольства, поощряя международные связи. Мы должны заниматься этим с участием разных организаций, в пределах правового поля и не должны быть в этом ограничены.

У нас есть независимый регулятор Ofcom и общие для всех, независимо от гражданства, правила поведения. Им должен следовать каждый, будь то британец, россиянин или американец. И, конечно, мы следим за возможными внешними угрозами для страны. В рамках этого в прошлом году был запущен процесс консультаций по предполагаемому новому законодательству об иностранных агентах. Мы объясняем обществу, всем заинтересованным, как мы добиваемся защиты своей национальной безопасности, не мешая свободе СМИ, не мешая всем свободам, которые так важны для Соединенного Королевства.

Об отношениях Москвы и Запада в 1990-е годы

Я не утверждаю, что тогда все и во всем действовали правильно, но лично я помню это время как период, когда британские министры и британский народ в целом желали работать с Россией в партнерском духе. Многие граждане России отправлялись в Великобританию с аналогичными настроениями. В частности, я помню официальный визит президента Путина.

О личном отношении к работе в России

Для дипломата очень интересно работать там, где нужно прилагать много усилий для поиска общего языка и одновременно защиты национальных интересов. С личной же точки зрения, Россия — прекрасная страна. Российский народ — прекрасный народ, который так много дал миру в культуре, науке и просто в новом взгляде на вещи. Так что мне очень нравится жить и работать в России. На самом деле, я полагаю, граждане России и Великобритании имеют довольно много общего.

Одна из вещей, которые приносят мне большое удовольствие — как в личном, так и в профессиональном плане — это соединять вместе культурные организации, музыкантов, узнавать друг от друга о нашей истории.

Конечно, в настоящее время мы переживаем период нестабильности, период угроз. Мы должны оставить его позади. Очень нужно, чтобы Россия сделала шаг назад, к деэскалации. Но основная причина, почему я здесь — и личная, и профессиональная — мой интерес и привязанность к России.