Народная артистка России Лия Ахеджакова, спектакли с участием которой сняли с репертуара в «Современнике», написала письмо в «Новую газету», в котором попрощалась со сценой театра и поблагодарила издание за собранные для нее письма читателей со словами поддержки. Послание опубликовано на сайте газеты.
8 февраля актриса сообщила «Новой газете Европа», что «Современник» отменил последний спектакль с ее участием «Игра в джин». По ее словам, директор театра Юрий Кравец объяснил это потоком гневных писем от зрителей. Как рассказывала Ахеджакова, Кравец также заявил, что рекомендацию убрать «Игру в джин» из репертуара ему давали и в московском департаменте культуры, которому подчиняется театр.
После этого Режиссер Кирилл Серебренников и «Новая газета» объявили о сборе писем поклонников для Ахеджаковой, их поступило более 15 тыс. Послания собрали в книги и передали артистке. Запуская проект, Серебренников отмечал, что письма в том числе будут отправлены в «Современник».
В своем ответном письме актриса рассказывает, что в ее жизни никогда не было «такого потока любви, сочувствия, уважения». «Пишут люди со всего мира, мои зрители, пишут „наши“ люди, которые населяют Земной шар. <…> Спасибо, родные мои, спасибо Кирилл [Серебренников], спасибо „Новой Газете“! Как мне дороги — ваша поддержка, ваша любовь, ваша память о фильмах, спектаклях, актерах, режиссерах», — пишет она.
Ахеджакова отметила, что сцена дала ей «возможность исповедаться, объясниться в любви к людям», однако она не успела с ней попрощаться.
«Я не успела проститься с моей сценой. Моя дорогая, любимая сцена — ты мне давала возможность исповедаться, объясниться в любви людям, которых я люблю, ценю, уважаю, какие драматурги! Какие режиссеры! Какие партнеры! Когда мы с Богданом Ступкой играли в Киеве в театре Франка „Старосветские помещики“ Гоголя, Богдан сказал мне: „Поздоровайся со сценой, она будет тебе помогать“. И каждый раз, когда я ступала на киевскую сцену, я говорила: „Здравствуй, Сцена! Я постараюсь не подвести тебя. Прощай, моя дорогая. Держись. Мы, артисты, тебя любим и помним. Долгой жизни тебе!», — написала Ахеджакова.
После публикации письма в «Современнике» сообщили, что Ахеджакову не увольняли из театра, она не увольнялась сама и по-прежнему является актрисой труппы. Кроме того, в пресс-службе театра отметили, что спектакль «Игра в джин» с участием артистки не снят из репертуара.
«Игра в джин» была последней постановкой, в которой принимала участие Лия Ахеджакова. Еще одна — «Первый хлеб» Беньямина Коца по пьесе Рината Ташимова — была окончательно снята с репертуара осенью 2022 года.
За год до этого спектакль подвергла критике организация «Офицеры России», которая в июле 2021 года обратилась с жалобами в мэрию Москвы и Генпрокуратуру. С критикой и угрозами выступало также движение SERB. Поручение проверить спектакль на предмет оскорбления чувств ветеранов отдавал глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. «Меня вызывал следователь на разговор. Меня обвиняли в том, что я матом ругаюсь на сцене», — рассказывала сама актриса.
Несмотря на это, осенью 2022 года спектакль вернули в репертуар театра (во всяком случае, объявили об этом), однако 17 октября 2022 года его показ отменили якобы по техническим причинам, и с тех пор «Первый хлеб» больше в афишу не ставили.