Глава Чечни Рамзан Кадыров опубликовал в своем телеграм-канале видео, запечатлевшее, как его сын Адам в СИЗО избивает задержанного за сожжение Корана Никиту Журавеля. «Побил и правильно сделал», — написал чеченский лидер под роликом.

Кадыров сообщил, что «без преувеличения гордится» поступком сына, которого «всегда отличало желание расти не среди сверстников, а среди более старших, благодаря чему у него формируются взрослые идеалы чести, достоинства и защиты своей религии». «Уважаю его выбор», — прокомментировал глава Чечни видео, на котором его сын в костюме цвета хаки наносит сидящему на стуле Журавелю удары руками и ногами, а потом стаскивает на пол и продолжает избивать.

Выложив видеозапись, Кадыров, по его же словам, хотел поставить «окончательную точку» в вопросе о том, «было или не было» избиение Журавеля. Глава Чечни утверждает, что «посягнувший на любое Священное Писание, в том числе демонстративно сжигающий его, оскорбивший этим десятки миллионов граждан нашей большой страны, должен понести суровое наказание».

Кадыров пишет, что в России действует подписанный президентом Владимиром Путиным «уникальный закон, защищающий Священные Писания»: «Религиозные ценности граждан страны охраняются государством на самом высоком уровне. И это не отнять провокаторам!»

Журавеля как человека, совершившего сожжение Корана, чеченский лидер причисляет к «людям циничным, аморальным, бесхребетным и продажным, желающим внести разлад в общество, которое наше государство растит в идеалах толерантности, терпимости и любви друг к другу».

Кадыров также называет избитого россиянина «мразью», которая «не понимает языка убеждения, не хочет строить государство, развивать его» и не хочет, чтобы «в России все жили бок о бок в мире и понимании». По его словам, Журавель — «провокатор и предатель», «больная опухоль на теле, которую нужно прижигать».

«Адам Кадыров все сделал правильно». Как в России законы шариата победили нормы УПК

Никита Журавель — 19-летний житель Волгограда. В мае 2023 года он, как утверждают в Следственном комитете России, опубликовал на интернет-сайте, подконтрольном Центру информационно-психологических операций Вооруженных сил Украины, видео с сожжением Корана. В пресс-релизе СКР говорилось, что Журавель также признался в причастности к «иной пособнической помощи» Киеву — видеосъемке военных объектов.

Уголовное дело в отношении волгоградца было возбуждено 21 мая по статье «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Вскоре стало известно, что председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин передал материалы дела в Чечню.

За отправку Журавеля после вынесения приговора в ИК региона с преобладающим мусульманским населением выступил министр юстиции России Константин Чуйченко. Член Совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева отмечала, что это противоречит законодательству.

Министр национальной политики республики Ахмед Дудаев сообщал, что суд по делу Журавеля тоже пройдет в Чечне. «Здесь его будут судить, здесь он будет отбывать наказание, поскольку он посягнул на чувства верующих мусульман. У нас здесь, я думаю, он найдет свое наказание в рамках закона»,— заявил чиновник.

27 мая Журавель был доставлен в СИЗО Грозного. В СМИ появились видео реакции местных жителей на его прибытие: возле следственного изолятора молодого человека поджидали люди с плакатами «Руки прочь от Корана», «Народный суд сатанисту», «Россия — страна религий». Они, как пояснил уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев, «пришли выразить протест против посягательств на чувства верующих». При этом омбудсмен заверял, что поводов для беспокойства по поводу возможного нарушения прав задержанного нет, поскольку «безопасность на 100% обеспечивают сотрудники правоохранительных органов».

В середине августа Журавель пожаловался уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой, что в изоляторе его избил 15-летний сын главы Чечни Адам Кадыров. Омбудсмен поручила своему чеченскому коллеге Солтаеву провести проверку этой информации.

В Госдуме неоднозначно отнеслись к избиению сыном Кадырова заключенного в СИЗО

Издание «Грозный-инфо» опубликовало скриншот заявления якобы от имени Журавеля, в котором говорилось, что 14 августа на территории СИЗО подозреваемый встретился с Рамзаном Кадыровым «по вопросу принятия религии ислама», извинился за совершение «преступления против мусульман» и «искренне раскаялся». После ухода Кадырова его сын Адам якобы избил Журавеля, «нанося удары по туловищу и ногам».

Соратники самого Кадырова выступили в поддержку его сына, заявив, что тот, избив Журавеля, поступил «очень даже гуманно». Солтаев, комментируя информациб об избиении, заверил, что «в Чеченской Республике права человека соблюдаются на высшем уровне, поэтому нигде в республике они не нарушаются». По словам омбудсмена, проверка «тщательно контролируется правоохранительными органами и непосредственно самим главой ЧР Рамзаном Кадыровым». В интервью изданию «Чечня сегодня» Солтаев добавил, что в республике «никто не может быть подвержен истязаниям и избиению».

18 августа Меркачева обратилась к главе ФСИН с просьбой перевести Журавеля из Чечни в другой регион.