Полное исключение России из Совета безопасности ООН на сегодняшний день невозможно, однако следует разработать механизм приостановки ее членства в Совбезе в связи с конфликтом на Украине. Такое мнение в интервью Алексею Венедиктову* для RTVI высказал председатель Европейского совета Шарль Мишель.

«С моей точки зрения следовало бы установить механизм приостановки членства, я не говорю о полном исключении России, но как минимум приостановки членства России в Совете безопасности. На данный момент это невозможно, это приведет в тупик сам концепт безопасности ООН», — сказал он.

По его словам, начало боевых действий на Украине сигнализирует о наличии «изъянов» в международном праве. Впрочем, отмечает Мишель, «концепт безопасности ООН уже сильно барахлил и имел немало трудностей в функционировании при разрешении больших международных проблем» еще до конфликта.

Мишель отметил, что все это говорит о том, что «рано или поздно реформа функционирования ООН будет обязательной», это будет необходимо в том числе для того, чтобы «лучше учитывать баланс современного миропорядка».

«Мы видим например, что африканский континент очень мало или очень плохо представлен в структурах ООН, то же самое можно сказать и про Латинскую Америку. И думаю, что однажды наступит обсуждение глубокой реформы системы ООН», — пояснил председатель Европейского Совета.

Россия — одна из пяти стран, обладающих правом вето в Совбезе ООН. О том, что говорят о реформе этого права на фоне военных действий на Украине RTVI писал в начале мая.

Помимо этого Мишель отметил, что «рано или поздно следует провести реформу» по ограничению права вето в Европейском союзе. По его словам, это может быть необходимо, чтобы уменьшить риск злоупотребления им и исключить возможность влияния «на существенные государственные интересы стран-членов Евросоюза». Однако, подчеркнул он, к этому вопросу нужно подходить осторожно, чтобы не навредить базовым принципам самого ЕС.

«Когда все 27 стран-членов [ЕС] едины, когда у всех единая позиция по определенному вопросу, вместе мы имеем намного более сильное влияние на международной арене. И потому я среди тех, кто говорит в ЕС с осторожностью о полной отмене права вето. Нужно хорошо подумать о последствиях. Возможно промежуточный путь — лучше организовать право вето, чтобы уменьшить вероятность злоупотребления им без необходимости отказываться от этой идеи и стремиться к максимально возможному единству 27 европейских стран и придерживаться одной линии», — добавил председатель ЕС.

  • Ранее о том, что в ЕС обсуждают возможность отмены или ограничения права вето и замены принципа единогласного принятия внешнеполитических решений на простое большинство (когда достаточно поддержки более половины государств членов-ЕС), сообщало издание Politico. Сейчас каждая страна-участница Евросоюза имеет право вето, которым может воспользоваться в том числе при согласовании антироссийских санкций. Как писал РБК, таким правом, например, воспользовалась Венгрия, когда ЕС весной прорабатывал ограничения на российскую нефть.Из-за Будапешта решение вопроса затянулось на полтора месяца. В итоге Венгрия добилась для себя особых условий и сняла вето, а эмбарго было одобрено.

*Внесен Минюстом России в реестр иноагентов.