Президент Латвии Эгилс Левитс рассказал RTVI о перспективах войны НАТО и России и о том, как вступление Финляндии и Швеции может повлиять на альянс.

«Я считаю, что война между НАТО и Россией невозможна, потому что Россия поймет: если нападет, то она проиграет. И никто не хочет проигрывать. Поэтому очень важно, чтобы Латвия, а теперь и Швеция, и Финляндия были членами НАТО», — сказал президент, добавив, что сейчас отношения между Москвой и Североатлантическим альянсом «близки к точке зеро».

Левитс объяснил, почему НАТО наращивает свое военное присутствие в Европе: «В 2010 году, когда НАТО приняло свою концепцию обороны, была предусмотрена кооперация с Россией. <…> Сейчас ситуация полностью изменилась. И две недели назад НАТО приняло новую стратегическую концепцию, которая основана на двух элементах: воздержаться и обороняться».

Глава государства сообщил, что страны НАТО планируют сдержать Россию за счет своей большой оборонной силы: «Россия тогда понимает, что любое нападение на какую-либо из стран НАТО означает автоматическое поражение. И чтобы поддерживать оборонную силу и увеличить ее, приняты решения об увеличении присутствия НАТО в восточной части Европы».

Ранее генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о планах альянса нарастить численность сил быстрого реагирования с 40 тыс. до 300 тыс. человек. Он также рассказал о расширении возможностей первой линии обороны, усилении командного состава, актуализации планов обороны, включая выделение сил для защиты конкретных членов альянса.

Эгилс Левитс считает, что вступление Финляндии и Швеции в НАТО укрепит блок. Он отметил, что обе страны хорошо вооружены и подготовлены.

«Присоединение Швеции и Финляндии однозначно укрепит НАТО в целом и особенно наш регион, наш северный фланг НАТО», — сказал президент.

Швеция и Финляндия объявили о намерении присоединиться к НАТО весной 2022 года на фоне начала военной спецоперации России на Украине. Обе страны подали заявки на вступление в альянс, но заявку заблокировала Турция, которую не устраивало, что шведское и финское правительства поддерживали организации курдов. В конце июня Хельсинки, Стокгольму и Анкаре удалось уладить разногласия.