Судьи в мусульманских странах гораздо чаще выносят оправдательные приговоры, когда держат пост в Рамадан. Профессор Российской экономической школы Султан Мехмуд доказал это, проанализировав индийские и пакистанские приговоры, вынесенные за последние полвека, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Human Behaviour.
Рамадан — месяц обязательного для мусульман поста, в течение которого верующим запрещено в дневное время принимать пищу и воду, пить, курить, вступать в интимные отношения.
Профессор Российской экономической школы Султан Мехмуд, изучающий особенности судебных систем в различных обществах, решил выяснить, как соблюдение поста влияет на процесс вынесения приговоров в мусульманских странах. В 2011 году израильские ученые ввели в обиход понятие «эффект голодного судьи», показав, что судьи чаще отказывают в освобождении подозреваемым, если принимают решение об этом на голодный желудок.
Мехмуд решил выяснить, наблюдается ли такой эффект в решениях мусульманских судей во время Рамадана. Для этого он с французскими коллегами проанализировал почти полмиллиона судебных решений, принятых 10 тыс. судей в двух отдельных странах за последние полвека.
«Мы оценили влияние голодания в Рамадан на приговоры за последние полвека в Индии и Пакистане, на которые приходится четверть населения Земли», — пишут ученые. Результат удивил авторов исследования, ожидавших увидеть снижение оправдательных приговоров на голодный желудок.
«Мы наблюдали резкое и статистически значимое увеличение оправдательных приговоров мусульманскими судьями в Рамадан и не заметили изменений в приговорах судей-немусульман», — пояснили авторы. Выяснилось, что для обеих стран характерно повышение числа оправдательных приговоров в Рамадан на 40% по сравнению с другими периодами года.
Причем, чем дольше судьи голодают, тем более снисходительными они становятся — каждый дополнительный час голодания увеличивает шансы на оправдание на 10%. При этом авторам удалось оценить и справедливость таких решений. Оказалось, что подозреваемые, оправданные в Рамадан, реже совершали повторные преступления — частота повторных преступлений была ниже, в том числе для тяжких преступлений, таких, как убийства и вооруженные ограбления.
По мнению авторов исследования, более снисходительные приговоры во время поста могут быть связаны с «идеей милосердия, присущей мусульманскому ритуалу».